Мнение япониста: национальная трагедия превратится в национальную идею - возродить Японию
И японцы ее возродят.
Психологически японцы к землетрясению были готовы. В Токио практически каждый день можно почувствовать легкие толчки. Мой 12-летний племянник в первую же ночь в Токио закричал: «Землетрясение!», а оно уже закончилось. Иногда все проходит почти незаметно.
В 1923 году было страшное землетрясение – 8.3 балла, погибло 140 тысяч человек. Японцы знали, что спустя время будет еще одно такое же. Они ожидали его каждый год - со второй половины 90-х годов и очень серьезно к нему готовились. В семьях люди договаривались, где встретятся, если никакой связи не будет. Жители микрорайонов собирались, обсуждали действия всех взрослых в случае землетрясения.
Но то, что случилось, превзошло все ожидания. К сильнейшим толчкам добавилось цунами.
Японцы - народ очень терпеливый, умеющий смиряться с обстоятельствами, которые невозможно изменить. В отличие от нас японцы умеют терпеть молча.
Это невероятно мужественный и фантастически трудолюбивый народ. Японцы умеют сплачиваться и все свои силы направлять на решение важнейших национальных проблем. После войны надо было вывести Японию из тяжелого состояния. Люди уходили на работу в 6 утра и приходили в 11 вечера. Считалось хорошим тоном задерживаться на работе, ни о каком 8-часовом рабочем дне и речи не было.
Каждый делал свое дело безупречно честно (украсть – немыслимо!), и это дало замечательные плоды. Процветание Японии во многом создавалось уникальными качествами японского национального характера. Не всем представителям молодого поколения присуще такое романтическое отношение к труду, но традиционные национальные качества сейчас снова будут востребованы.
У японцев очень развито чувство ответственности и долга. Ответственность за слово, которое ты даешь, за свою работу. Две наши студентки сейчас учатся в японском университете Иватэ . Нам сразу прислали оттуда письмо, чтобы ни мы, ни родители не волновались – с ними все в порядке. Девушек вывезли в спокойное место, там есть еда и все условия. Я уверена, что об иностранцах там заботятся в первую очередь.
Однажды я спросила двух японских подростков, как они относятся к Японии. Они ответили: «Мы ее очень любим! Она такая маленькая!». Эта любовь не вырастает сама по себе, ее воспитывают. Например, школьников возят на автобусе в самые красивые места, где цветет сакура. Им дают задание – взять интервью у иностранцев. И когда японские дети обращались с вопросами ко мне, я конечно, с восхищением говорила об их стране. Они с удовольствием это записывали.
Я видела группу трех-пятилетних детей, которых привели на экскурсию в замок. Один из них - мальчик лет пяти увлеченно рассказывал о мечах. Он уже чувствовал себя экскурсоводом! И понятно, почему в 14 –15 лет все влюблены в Японию.
Я думаю, что сегодняшняя национальная трагедия превратится в национальную идею - возродить Японию. И японцы ее возродят.