Имя Беллы Ахмадулиной больше известно людям старшего поколения, но даже очень молодые люди знакомы с ее творчеством лучше, чем сами себе представляют. Сегодня стало известно, что ее больше нет, и это огромная утрата для нашей культуры.
«По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден».

Белла Ахмадулина – один из символов целого поколения, которое принято называть «шестидесятниками».
Вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским и Рождественским она входила в знаменитую «пятерку» поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь советских людей в период хрущевской оттепели.
Тогда она была настоящей королевой московской богемы, на ее выступления было трудно попасть.
Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.
Позже, став именитой поэтессой, переводчицей, писательницей, сценаристом, обладательницей всевозможных наград и премий, она выступала значительно реже, считала это привилегией эстрадников.
Искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания», считала она. Но творческий поток не иссякал. Несколько десятков стихотворных сборников, изданных в России и за рубежом, - главное ее наследие, которое еще предстоит оценить потомкам.
Таких утонченных журналисток не бывает
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 в Москве. Её родители были, что называется, «не из простых»: отец, татарин по национальности, занимал пост замминистра, а мать, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Позже, параллельно с восхождением на поэтический Олимп, она продолжала заниматься журналистикой. В годы учебы в Литературном институте имени А. М. Горького (1955 – 1960 г. г.) писала очерки и статьи, публиковавшиеся в различных изданиях, в том числе в «Комсомольской правде».
Активная общественная позиция чуть не разрушила ее так удачно начавшуюся карьеру: в 1960 году Ахмадулину отчислили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Но затем ей удалось восстановиться, и в том же году она окончила институт, защитив диплом на «отлично».

Не бывает таких утонченных и нежных журналисток, писали критики.
С тех пор Белла Ахатовна окончательно избрала поэзию главным делом своей жизни, став самой утонченной и нежной поэтессой 20 века в нашей стране.
Критиковали, но печатали
Первый поэтический сборник Ахмадулиной – «Струна» - вышел в 1962 году. В 1969 году вышел ее первый зарубежный сборник - «Озноб» (ФРГ, эмигрантское издательство «Посев»).
Столь крамольное в советские годы событие не помешало выходу последующих сборников поэтессы: несмотря на достаточно жесткую критику, книги ее издавались – возможно, потому, что к тому времени она была уже слишком известна и популярна, чтобы пытаться ее запретить. Это были «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) и «Сад» (1989).
В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

Переводы, эссе, воспоминания, рассказы, песни, фильмы
В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала преводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь» - в него вошел ее сюрреалистический рассказ «Много собак и собака».
Перу Ахмадулиной также принадлежат многочисленные эссе-воспоминания о русских поэтах и писателях – как современников, так и классиков: о Пушкине и Лермонтове, В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и других.
Стихи Беллы Ахмадулиной прославились и в кино. Самые известные песни с ее словами звучат в фильмах Эльдара Рязанова: «Ирония судьбы или С легким паром» («По улице моей который год…»), «Жестокий романс» («А напоследок я скажу…»). Стихи поэтессы также звучат в рязановском «Служебном романе» («О мой застенчивый герой…»).
Белла Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина. В 1974 году она вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, и прожила с ним до конца своих дней.
Белла Ахатовна была членом Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, почётным членом Американской академии искусств и литературы.
«После этой беды будет очень трудно оправиться»
Напомним, Белла Ахмадулина скончалась сегодня в подмосковном Переделкино. Ей было 73 года. До этого у нее случился сердечно-сосудистый кризис. В настоящее время решается вопрос о месте и времени проведения ее похорон.
Свои соболезнования родным и близким поэтессы выразил президент России Дмитрий Медведев.
Многие деятели российской культуры, будучи друзьями и знакомыми Беллы Ахатовны, уже высказали журналистам свои чувства по поводу ее утраты:
«Белла Ахмадулина была не только выдающейся поэтессой, но и прекрасным человеком, - отметил писатель Виктор Ерофеев в интервью «Голосу России». - Белла - это ключевая фигура поколения шестидесятников, самостоятельное светлое слово, великий поэт, любящий Россию, мучающийся болью за нее».

Мы глубоко скорбим, потому что в нашей среде образовалась огромная черная дыра. Белла Ахмадулина была настоящим другом, я ее обожал. После этой беды будет очень трудно оправиться».
«Я помню ее в начале 60-х, когда ее стихи зазвучали как совершенно новое слово в поэзии, - сказал «Вестям» поэт Александр Кушнер. - Причем поэтический дар в ней совпал с артистическим даром. Она была прекрасна на сцене. Ее стихи, непосредственные, живые, были необычайно естественны. И в то же время, что свойственно Ахмадулиной, - она опиралась на русскую классику, даже на ХVIII век.
Ее словарь очень разнообразен, и такое впечатление, что ей, наряду, допустим, с Пастернаком, были нужны и Ломоносов, и Державин. Особенно замечательно, когда таким слогом владеет женщина. У нее была способность сочетать лирику с одической интонацией. И ее восхищение миром, восторг перед ним очень соответствовали этой одической тональности. В то же время это были живые, женственные, горячие стихи о любви».
Видео: youtube.com.
Фото: ajournaliv.ru, radikal.ru, moscowbooks.ru.