Общество

Арт-группа «Война»: «Русское арт-сообщество умерло, а труп его разложился»

24 ноября задержанным участникам арт-группы «Война» предъявили официальное обвинение в хулиганстве, отягощенном мотивами ненависти и вражды. Активистам Леониду Николаеву, известному как Леня Е.нутый, и Олегу Воротникову, он же Олег Вор, грозит до пяти лет заключения.

В ноябре участники «Войны» перевернули несколько милицейских машин в центре Петербурга. По официальным данным, автомобилей было два, но «Война» заявила о семи перевернутых машинах. Активисты назвали акцию «Дворцовый переворот» и заявили, что переворачивали автомобили, якобы, для того, чтобы достать закатившийся под них детский мячик.

Алексей Плуцер-Сарно, один из лидеров «Войны», рассказал о том, что заставляет участников группы идти на конфронтацию с законом и стоит ли считать их действия искусством.


MR7: Где сейчас содержатся арестованные участники Войны - 27-летний Леонид Николаев и 32-летний Олег Воротников? Предъявили ли им уже обвинения?

Плуцер: Художники находятся в петербургском следственном изоляторе на улице Захарьевская, дом 6. Они были схвачены в 7 утра 15 ноября в Москве. Пока к ним не пустили ни родственников, ни независимых адвокатов. А также им не передали уже переданную передачу, она просто исчезла в желудках следователей, о чем сообщил госадвокат. А до этого, в ОВД Беговая в Москве, куда их привезли сразу после ареста в обезьянник, вообще отрицали, что они там находятся. Туда подъехали и юристы, и адвокаты, и правозащитники. Всем им лгали, что таких задержанных в ОВД нет.

MR7: Есть ли у вас какая-то связь с арестованными?

Плуцер: Нет, пока ни у кого нет связи с Олегом и Леней, к ним никого не пускают. Адвоката до сих пор нет. Не потому, что нет средств, я, например, все свои сбережения передал группе, а просто потому, что все адвокаты боятся МВД. И Шмидт, и Падва, рекомендованные Митей Волчеком, не смогли по своей занятости. А ребят, я думаю, истязают беспрерывными допросами, хотят дознаться истинной сущности современного искусства.

MR7: Кто, на ваш взгляд, стоит за арестом? Как вы относитесь к версии о том, что активистов Войны сдали нацболы – как тут на днях заявили представители милиции?

Плуцер: Чепуха. Нацболы не сдавали Войну, это пошлая ментовская деза, в которую ни один нормальный человек не поверит. Тут нет темы для дискуссии. Достаточно уже того, что нацболы понятия не имели, где Война. Об этой квартире знали только я, Леня Ё.нутый, Олег Воротников, Козленок, Антон Николаев (пасынок Кулика по прозвищу Безумец), Петр Верзилов, Надежда Толоконникова и ее подружка Катя Шмуцевич. И, пожалуй, больше никто. Узок круг друзей Войны, но страшно далеки они от народа...

MR7: Чем, на ваш взгляд, вероятнее всего завершится этот процесс против Войны?

Плуцер: Каков бы ни был приговор против лидеров группы Война, сама группа своими акциями уже подписала приговор всем упырям и оборотням в погонах. Это приговор Вечности и Истории. Гореть им всем в аду.

MR7: В СМИ мелькало мнение, что все было бы у Войны нормально, если бы не акция «Дворцовый переворот» с переворачиванием милицейских машин. Ваше мнение?

Плуцер: Не совсем так. Уже после акции «Леня Ё.нутый – наш президент!», когда Леня пробежался по крыше машины ФСО на Кремлевской набережной, милиция заговорила о грандиозном ущербе этому черному Форду, хотя на нем ни царапины не было. Но они выставили такой ущерб, словно Форд под многотонный пресс угодил. Они тогда уже примерялись, как бы уничтожить Войну. Сейчас - то же самое. После «Дворцового переворота» представитель МВД официально заявил, что был нанесен ущерб всего на 500 рублей. Сейчас эта сумма выросла до 3 тысяч долларов и продолжает расти. Как будто-то зеркало полицейской Лады было инкрустировано изумрудами.

MR7: Какую статью инкриминируют задержанным?

Плуцер: Административное наказание уже переквалифицировано в статью 213, то есть «хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». То есть художники обвиняются в «идеологической ненависти к социальной группе милиция». А между тем такой социальной группы вообще не существует.

MR7: Сколько активистов насчитывает группа Война? Кто они?

Плуцер: Это творческая интеллигенция, художники, литераторы, физики, студенты. В разных акциях участвовало иногда по нескольку десятков активистов.

MR7: Как появляются новые люди? Откуда, к примеру, к вам пришел Леня Е.нутый?

Плуцер: Леня Ё.нутый пришел к нам из «Солидарности».

MR7: Кто и как придумывает акции и генерирует идеи? Это как мозговой штурм?

Плуцер: Обычно на общем собрании группы предлагаются идеи. Лучше всего с креативом у Вора и Козленка.

MR7: Группа занимается искусством или политикой? И должно ли и то, и другое соприкасаться, на ваш взгляд?

Плуцер: В протестном акционизме политика неотделима от искусства. Но все же это художественные акции, потому что язык их метафоричен, да и цели чисто артистические.

MR7: Что сейчас на ваш взгляд происходит в современном отечественном искусстве?

Плуцер: В целом русское арт-сообщество умерло и труп его разложился и воняет. Почитайте заявления российских художников, кураторов и галеристов после ареста Лени и Олега. Они же наперебой стараются выслужиться перед властью, призывая к казням и пыткам. Исключений – единицы. Можно просто стыдливо промолчать об этом арт-мирке, он уже сам себя похоронил. А Олег, Козленок и Леня – кристально честные и удивительно бесстрашные люди. Это сверхчеловеки, настоящие романтические герои, которых давно не видно было среди российских художников.

MR7: Как будет развиваться акционизм в России после ареста «Войны»?

Плуцер: Опыт «Войны» без сомнения настолько грандиозен, что он заложит новую традицию в мировом искусстве в целом. Ничего подобного не было нигде в мире.

MR7: Как вы относитесь к тому, что обычным людям скорее нравится, чем не нравится «Война», а деятели искусств во всем спектре призывают засадить художников за решетку?

Плуцер: Да Бог с ними со всеми. Все эти люди просто оторвались от Реальности и растворились в нашем бредовом Воображаемом.

MR7: На ваш взгляд, какое будущее ждет «Войну» в России?

Плуцер: «Война» – это уже явление мирового уровня. И ее ждет всемирная слава.

"Свободная война" - сайт в поддержку арестованных участников арт-группы.

P.S. Алексей Плуцер-Сарно согласился дать интервью только при условии, что его не будут править или сокращать.

Арт-группа "Война" - кто они? Хулиганы, борцы, художники? Голосуйте в опросе на MR7.