Истории

Застройка Петербурга: взгляд под другим ракурсом

Мы готовы насмерть стоять против одного строительства, но не замечаем, как уродуют новостройками десятки других мест. Возмущаемся перспективой стройки на месте древних раскопок, но спокойно проходим мимо уже построенных «на костях» зданий. Давайте снимем розовые очки и посмотрим, что на самом деле происходит в нашем городе.

Проблема больше, чем кажется

Прежде чем читать статью целиком, посмотрите на фотокарточку ниже. Что вы видите?

Подумайте над этим, расставьте для себя приоритеты негодования... А теперь давайте расширим ваш кругозор и перевернём мир.

Ведь если смотреть шире, то первоначально найденная нами проблема представляется сущим пустяком. А мы ведь злились, негодовали, как и многие противники строительства новых зданий в нашем с вами городе. И не замечали главного - проблема намного больше, чем нам показывают, чем разрешают видеть по «зомбоящику».

Подойдите к любому жителю Петербурга и спросите: что сейчас строится в городе? Против чего идёт волна народного гнева? И вы получите ответ: Охта-центр. Может, кто-то еще вспомнит про здание финансовой биржи на Васильевском острове.
 

Что творится во дворе

Проблема у этих людей в том, что они замечают объекты, пиар которых широко идёт в СМИ, и не видят того, что происходит у них под носом.

Кому это выгодно - привлечь внимание людей к какой-то одной точке, втихомолку застраивая сотни других - предоставим решать читателю.

Вот, например, детский сад, в котором я ходил в «нулёвку» (подготовительный нулевой класс перед школой).

Во времена моего детства в эти окна заглядывало солнышко даже зимой, так как планировка квартала предусматривала перед зданием с южной стороны огромное пустое пространство.

Туда встроили здание в 15 этажей с парковкой, непосредственно примыкающей к забору детсада, и теперь зимой там поутру прогревают машины жильцы дома, устраивая «газовую атаку» на гуляющих малышей.

Почему-то во время строительства этого «солнечного зонтика» я не слышал ни разу, чтобы местные жители поднимали вопрос о нарушении инсоляции детского учреждения, хотя разговоров про строительство «Газпром-сити» (на тот момент проект Охта-центра назывался именно так) велось на окрестных лавочках немало.

В итоге получаем вот такую картину, солнце просто не доходит до малышей.


 

Проморгали

Вот виднеется здание финансовой биржи на Васильевском острове, которое всплыло в прессе только благодаря имеющим более широкий кругозор, чем большинство жителей, питерским фотокоррам.

Правда, волна возмущения прошлась и как-то забылась после обещания снять пару верхних этажей (насколько я понял, сняли только облицовку технического этажа, оставив торчать наружу различные кондиционеры). Зато теперь здание оригинально смотрится на закате.

Совершенно проворонили застройку набережной Робеспьера, в результате чего город невозвратимо потерял один из прекрасных видов на Смольный собор и водовзводную башню.

Сейчас начинается строительство позади Петропавловской крепости, и судя по высоте башенных кранов, мы скоро потеряем очертания Нарышкина бастиона, и гюйс будет развиваться не на фоне балтийского неба, а на фоне очередной коробки из стекла и стали.

Кстати офисное здание высотой в 97 метров, которое достраивают на Малоохтинской набережной (его вы можете видеть на второй фотографии в статье), строится на месте бывшего Малоохтинского кладбища (снесено в 1938 г.).

И строители даже не озаботились убрать с территории хотя бы надгробия. Вот, например, снимок, сделанный одним блоггером на этой стройке.

 

Фото: dedmaxopka.livejournal.com

Проморгали?
 

Стройки на костях

Но почему, если при строительстве одних зданий, их строят прямо на костях, не проводя никаких действий по изысканию останков погребённых (сотрудники компании-застройщика даже не в курсе, что там кладбище), то перед постройкой других копают «до победного», заглубляясь в землю на пять тысяч лет назад?

Вот, к примеру, каменный нож, найденный на археологических раскопках на месте будущего Охта-центра. 

Фото: dedmaxopka.livejournal.com

Предположительно эпохи энеолита (переходный период от каменного к бронзовому веку, 4-е - 3-е тыс. до н. э.).

Видимо, кому-то (читатель, я надеюсь, уже догадался, кому) выгодно, чтобы всё внимание было сосредоточено на раскопках в «значимом» месте, пока в других местах вырастают здания, под которые зачастую даже не проводится геологических изысканий.

К примеру, несколько новостроек в микрорайоне Полюстрово выросли, по словам местных старожилов, прямо на подземных ключах.


Молодой и развивающийся город

Несмотря на всё это, не стоит забывать, что Петербург - очень молодой и динамично развивающийся город. Ведь задумкой Петра I было развитие, рост Петербурга.

Когда сохраняют несколько старых зданий, представляющих очевидную историческую ценность, это хорошо. Когда по поводу КАЖДОГО здания местные жители начинают устраивать акции протеста - это нездорово.

Потому что в этих зданиях зачастую нет нормально проложенной электропроводки и канализации. При переоборудовании в коммуналки всё делалось на скорую руку и, конечно, без должного качества и запаса прочности на будущее.

Я сталкивался не раз с электропроводкой в старых зданиях, к примеру, в одном из государственных заведений, расположенных на 2-ой Советской улице, электропроводка 220 вольт была проложена телефонной «лапшой» под полом прихожей, где сотни посетителей учреждения отряхивали мокрый снег с ботинок. А ведь если случится пожар, то выгорит всё здание подчистую, так как в старых зданиях для строительства применялось в основном дерево.

Не лучше ли снести десяток-другой зданий, не соответствующих современности ни по пожарным, ни по бытовым нормам, и построить на их месте идентичные по облику, но в корне отличающиеся внутри дома, со встроенными парковками, мусоросборниками внутри дома, нормальными коммуникациями?

Или всем так нравится, гуляя по Петербургу, наблюдать забитые припаркованными машинами улицы и натыкаться на вонючие мусорные баки, стоящие у фасада дома?

Главное, это не забывать при строительстве о прелести питерских крыш, и видах, открывающихся с них.

Не перебарщивать, пытаясь выгадать лишние квадратные метры путём надстройки пары этажей «сверхплана». И тогда сохранится та самая «небесная линия».


Доминанты в рекламе

Особенной занозой в объективе фотографов, как туристов, так и местных жителей является реклама на зданиях неподалёку от видовых объектов.

Профессиональный фотограф, живущий в нашем городе, найдёт время и на выбор правильного ракурса, и на ретушь снимка, но что делать туристу, у которого этого времени зачастую нет?

К счастью, эра цифровых технологий упростила обработку фотографий, и нынешним фотографам не надо часами сидеть в лаборатории при свете красного фонаря, ретушируя навязчивую рекламу.

Особенное возмущение у меня вызывает вот эта надпись, несущая смысловую нагрузку, равнозначную надписи «Здесь был Вася!» на стене сельского клуба.

Какой смысл рекламировать себя, если это и так достаточно известная корпорация? Разве эта надпись является предложением каких-то товаров или услуг для жителей Петербурга? И если эта надпись пропадёт, то все жители бросятся приобретать газ у конкурента?

Больше похоже на ситуацию, когда для самоутверждения люди приобретают очень большие машины. Правда, мы все знаем, в чём заключаются жизненные проблемы владельцев таких машин. Остаётся только посочувствовать...

Вот еще один кадр, где ярко светящаяся реклама разрывает такой милый сердцу питерца вид. В ночной съёмке она как клеймо владельца на шкуре быка отпечатывается на негативе.


Угол зрения во главе угла

В заключение хотелось бы сказать, что главное не то, что происходит, а то, под каким углом на всё это смотреть.

А смотреть надо широко, своими глазами, не надевая розовых очков с шорами, которые нам услужливо подсовывают разные наглецы. И тогда даже маленькое здание будет способно доминировать над огромным.

Главное - чтобы у нас не забирали солнце.

Выражаю благодарность блоггеру dedmaxopka за предоставленные фото, а также ЛОФТ Проекту "ЭТАЖИ" за возможность фотографировать крыши Петербурга.

share
print