Общество

Русские эмигранты хотят переделать Финляндию под себя?

Так ли жестоки финские соцслужбы, как их малюют некоторые русские

Инга Рантала, вокруг которой недавно бушевали международные страсти, сегодня в Петербурге. Она уже сообщила, что чуть-чуть отдохнет, и в бой, отстаивать права русских женщин в Финляндии.

Инга живет в Суоми 10 лет. Весной социальные службы забрали ее 7-летнего сына Роберта в приют – мальчик якобы проговорился в школе, что мать его отшлепала. Инге и Роберту разрешили жить вместе, но над матерью висит уголовное дело об избиении сына.

За последний год разразились четыре русско-финских семейных скандала. Но Инга уверяет, что только в Турку пострадали 52 русские женщины.

Коси под финку!

Проблемы с законом часто начинаются со скандалов в семье.

Финнов привлекает красота русских женщин, их открытость и эмоциональность. Есть и еще один нюанс: в первые 4 года жена-иностранка в Финляндии получает до 500 евро «социальной помощи», если есть ребенок – еще больше. «Это выгодно – жена сидит дома, управляется с хозяйством, а содержит ее государство», – рассказала одна из русских жен.

«А после свадьбы они ей так и говорят: коси под финку!» – добавляет юрист Ольга Чижик-Киннунен, жена финна. По ее словам, яркость и открытость жен быстро начинают раздражать мужа.

«Финны очень тихо разговаривают, и они хотят, чтобы русская говорила так же. Каблуки, наряды осуждаются», – перечисляет Ольга.

Многие финны уверены, что россиянки выходят замуж, чтобы вырваться из страны. «В этом есть доля истины, – считает Мария Ууконен, переводчик, живущая в Финляндии. – Моя приятельница проговорилась, что была готова на все, лишь бы уехать. Хотя есть и крепкие семьи, где все по-настоящему».

Только лаской

В Финляндии нельзя бить детей. За побои – до 2 лет тюрьмы. Если наши родители видят разницу между побоями и шлепком, то жители Суоми – нет.

От финской матери редко услышишь окрик в сторону ребенка. Но и дети разные. «Наши активнее. Если где-то шум, возня – это русские», – говорит Михаил Баранов, живущий в Финляндии.

«Пока финский ребенок повернет голову в сторону горки – наш уже скатится несколько раз!» – рассказывает Инга Рантала. По ее словам, финские учителя нередко считают русских детей гиперактивными, отправляют к психологу, а врачи даже выписывают психотропные лекарства.

Родителям из России трудно принять навязчивую, по нашим меркам, опеку социальных органов. Там детей в школах и садиках постоянно спрашивают, ругают ли их родители, могут ли ударить. Если дети что-нибудь скажут, семью ставят на учет.

«Школьники периодически заполняют такие анкеты, – рассказывает Мария Ууконен. – По моим наблюдениям, любят жаловаться на родителей финские дети и школьники из смешанных семей. Дети, где оба родителя из России, как правило, не “стучат”».

Кому нужен шум

В Петербурге Ингу Рантала сопровождали юрист Ольга Чижик-Киннунен и финский правозащитник Йохан Бекман. Они уверяли, что в Финляндии муниципалитетам выгодно забирать детей в приюты, так как на каждого ребенка дают деньги из бюджета.

Будущий соцработник Юлия Хеймонен не верит в эти подозрения: «Детей забирают из неблагополучных семей. Остальным просто не надо шлепать детей – и проблем не будет».

«Как-то одна знакомая дала пощечину своему сыну на глазах пяти полицейских, – вспоминает Мария Ууконен. – Поговорили с обоими и отпустили. Через полгода был допрос, через год дело закрыли». По ее мнению, кто-то специально раздувает проблему.

Инга Рантала и Ольга Чижик-Кинуннен приехали в Петербург как представители партии «Европейцы соцдемократы Турку». Их поддерживает Йохан Бекман – руководитель антифашистского комитета страны, фигура в Финляндии противоречивая (жутко любит Россию).

Все они намерены решительно бороться с притеснением русских.

 

Разница менталитетов – причина скандалов

«Женщина в Финляндии может таскать тяжести – мужчины не обратят на нее внимания. Русские жены думают, что если возьмут дрель, муж сразу кинется помогать. Но этого не происходит», – говорит русская финка Наали.

 

Статистика изъятий детей в Финляндии

(с сайта www.russian.fi со ссылкой на официальные источники)

В 1995 году – 6705 (всего)/1012 (против согласия родителей)

В 2000 году – 7510/1344

В 2005 году - 9287/1921

В 2008 году - 10104/2171

В Петербурге забирают детей в 5 раз реже

В 2009 году в нашем городе 2078 человек лишили родительских прав. У 1057 детей были лишены прав оба родителя. Выявлено 27 случаев жестокого обращения с детьми.

"Просто такое строгое законодательство"

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Петербурге:

«В Финляндии Павлу Астахову поступило более 30 заявлений от мам, имеющих гражданство России или двойное гражданство. Мамы предполагают, что у них могут отобрать детей. Но реальных случаев изъятия ребенка из семьи всего несколько. Думаю, неправильно делать вывод о том, что это целенаправленная политика. Просто такое строгое законодательство.

В чем выход из этой сложившейся ситуации? Россия должна подписать с разными странами международные договоры о регулировании семейных отношений. Также нужен консультационный совет, который мог бы оказывать помощь семьям в критической ситуации. Это будет обсуждаться уже по осени.

Что касается запрета насилия над детьми. В России это также прописано в законодательстве. Другой вопрос, что не все преступления выявляются.

Что касается русофобии, вот это уж точно преувеличено. В Финляндии не следят пристально за смешанными семьями. Там в принципе большое внимание уделяется детям.

Нашумевшие российско-финские скандалы

  • В 2009 году русскую жительницу Римму Салонен обвинили в том, что она вывезла в Россию сына Антона. Чуть позже бывший муж Риммы вывез мальчика обратно в Финляндию. В итоге в обоих государствах завели уголовные дела на бывших супругов. Суд Финляндии приговорил Римму к 1,5 годам условно. В России дело на ее мужа до сих пор расследуется.
  • В июне стало известно об истории 2008 года в семье Пююконен. Молодая россиянка Анастасия с 8-месячной дочерью Лаурой на руках ушла от мужа в приют. В ответ муж Петтари сообщил властям, что жена хочет вывезти ребенка в Россию. Мужчину признали единоличным опекуном девочки. Сейчас Анастасия имеет право на встречи с дочерью 2 раза в месяц, живет недалеко в съемной квартире.
  • В мае 2010 года частично лишили материнских прав россиянку Валентину Путконен. Ее 9-летняя дочь Юля сама пожаловалась в финский совет по защите детей. По словам матери, все дело было в конфетах, которые она запретила есть дочери перед обедом. Сначала девочку забрали в приют, а недавно отправили в Россию к отцу-финну (он живет в нашей стране).
  • 7-летнего Роберта Рантала забрали в приют из семьи в марте 2010 года. Изначально причиной называли слова мальчика о шлепках со стороны матери. Позже Павлу Астахову, уполномоченному по правам ребенка в России, стало известно, что семья состоит на учете в соцслужбах и «не все так однозначно». Сейчас на Ингу Рантала заведено дело в финском суде. Родительских прав супругов не лишили, но семья выполняет план «счастливого детства» для Роберта, назначенный органами опеки.