Истории

Скверы - муниципалам, а гражданам гулять вдоль дорог

До сих пор вопросы охраны садов и скверов регулировали два городских закона, существующих в тесной взаимосвязи: «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (2004 г.) и «О зеленых насаждениях общего пользования» (далее - ЗНОП) (2007 г.).

Специалисты парламентской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию и различные общественные организации уверены, что корректировка второго неизбежно приведет к нестыковкам между обоими актами, и даст больше возможностей желающим обойти закон в интересах бизнеса.

В среду, 23 июня на пресс-конференции по результатам обсуждения во втором чтении Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О ЗНОП» развернулась серьезная полемика по вопросам двух законов.

Нормально рассмотреть закон не было возможности
Сергей Малков, заместитель председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, говорит о том, что Смольный, нарушив все договоренности, провел свой закон через ЗакС так, что рассмотреть его нормально не было никакой возможности.

Закон вбросили перед самыми каникулами, и на поправки давалось всего десять дней. Получается, что и ЗакС, и Смольный, и ЭКОМ, и другие организации занимались этим проектом вместе, была получена довольно полная и объемная картина проблемы, но времени на доведение работы до конца им не хватило.

Закон был неточен
На вопрос, почему вообще понадобилось корректировать закон «О зеленых насаждениях общего пользования», принятый всего 3 года назад, председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин ответил, что закон был неточен и нуждался в изменениях. По его словам, 40% ЗНОП и вовсе были внесены в список по ошибке.

Специальной комиссией была проведена инвентаризация, в ходе которой каждый участок осматривался, описывался, делались фотографии, использовались современные карты. В целом, анализ проводился на порядок лучше, чем в 2007 году. И, в результате проведенных работ, в закон внесено 44 поправки (из 933 предложенных), по которым расширяются территории и добавляются новые.

Однако из списка охраняемых от застройки территорий исключаются все городские леса, охраняемые Лесным кодексом, территории внутриквартального озеленения, участки в частной собственности, зона улично-дорожной сети, парки и скверы, включенные в перечень по технической ошибке. Исключенные территории занимают площадь больше 2800 га, в то время как площадь новых добавленных в перечень объектов составляет примерно 770 га.

Зеленые зоны поделили на категории
В новом законе «О зеленых насаждениях» ввели категории, на которые теперь делятся все зеленые территории города: озелененные территории общего пользования, территории ограниченного пользования, специального назначения, территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения, территории земельных участков городских лесов и лесопарков и особо охраняемые природные территории.

По словам Калугина, сделано это для разделения источников финансирования. Например, теперь почти все территории внутриквартального озеленения, в том числе и ранее бывшие под охраной Закона о ЗНОП, передаются в ведение муниципалов, а через полгода им будут выделены средства из городского бюджета. Таким образом, власти обещают значительно повысить уровень защиты зеленых насаждений, в чем не уверены в ЗакСе и в ЭКОМе. Переживает по этому поводу и оргкомитет «Зеленая Лента», ведь на территориях зеленых насаждений внутриквартального озеленения запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительств, но допускается размещение объектов социальной инфраструктуры.

Охраняемыми станут не все
Серьезным вопросом стало то, что в перечень охраняемых ЗНОП не войдут территории размером менее 0,5 га. Ввести критерии, по которым озелененная территория имеет право называться сквером, по словам В.В. Калугина, пришлось из-за того, что депутатами было представлено 933 поправки, разбираться в которых не было возможности, и пришлось вводить ограничения и отклонять их целыми пакетами.

Также общественность обеспокоена тем, что теперь в расчет показателей обеспеченности зелеными насаждениями включается не только ЗНОП, но и ограниченное пользование, и внутриквартальное. Запрет на исключение ЗНОП из перечня теперь зависит от общей обеспеченности всеми зелеными насаждениями, а не от обеспеченности именно ЗНОП. При расчете нормы озеленения на человека чиновники будут суммировать всё подряд, и как бы не получилось, что гулять горожанам будет негде, а норматив формально будет выполнен за счет территорий кладбищ, лесов и зелени вдоль дорог.

Александр Карпов отмечает, что из 770 га добавленных в перечень новых территорий, 300 га находится в Петродворцовом районе, большой процент приходится на Колпинский район, а в центральных районах их количество урезается.

Ресторан на месте любимого скверика
Экологов больше всего пугает нынешняя неопределенность. По мнению руководителя Центра экспертиз ЭКОМ, Александра Карпова, граждан интересуют простые вещи, с которыми они сталкиваются в реальных ситуациях, такие, как спиленное дерево под окнами, или ресторан на месте любимого скверика. По его словам, горожанам предстоит освоить новый устав, и учиться придется на своих ошибках. Финансирование объяснения закона не установлено, а, следовательно, большого количества конфликтов не избежать.

На данный момент ситуация такова: власти обещают вернуться к доработке законов после каникул – слишком уж много споров и недомолвок. Общественность негодует – как бы за это время успеть разобраться в новых законах и не допустить произвола и неисправимых ошибок. Общественные организации не отступают и обещают быть на страже.

share
print