Общество

«Катыньское дело»: архивы рассекретили - вопросы остались

Опубликованные в интернете рассекреченные архивы по трагедии в Катыни сегодня посетило не менее двух миллионов человек. В КПРФ заявили о том, что эти документы могут быть фальшивыми.

В настоящее время сайт Росархива, на котором сегодня опубликованы архивные, не открывается или открывается слишком медленно из-за большого количества обращений.

"Сайт Росархива, на котором опубликованы документы архива Политбюро ЦК КПСС, касающиеся катыньского преступления, к вечеру среды посетили около 2 млн. человек", - цитирует "Интерфакс" пресс-секретаря Росархива Нину Буравченко.

Правда, есть несогласные с официальной версией. К примеру, в КПРФ ее считают непроверенной и крайне опасной для российской государственности.

«Получены результаты криминалистического исследования фрагментов письма Л. П. Берии И. В. Сталину, написанного в марте 1940 года. Текст этого письма служил для фашистов и антисоветчиков главным «доказательством» того, что гибель польских офицеров в Катыни лежит на совести советской стороны.

Наши юристы и криминалисты, исследовавшие текст письма, обнаружили, что он состоит из разных частей, отпечатанных в разное время, что в него вставлен «изобличающий» фрагмент, которого не было в первоначальном тексте…

Путем исследования особенностей шрифта и расположения текста, цвета и качества применяемых красок и чернил и др. выявлено, что отдельные части небольшого по объему документа выполнены на различных пишущих машинках. Налицо явная фальсификация, к которой часто прибегали секретные службы фашистской Германии и других капиталистических государств, которые вели подрывную работу против Советского Союза. Предлагаем для сведения читателей текст материала, подготовленного в экспертно-криминалистической лаборатории Э.П.Молокова», - говорится на сайте КПРФ.

Сейчас коммунисты предлагают провести новое расследование в Катыни.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с некоторыми из опубликованных сегодня Росархивом документов «катыньского дела»:

«№226. 52, декабрь, Вашингтон. — Выдержка из заключения Специального Комитета по проведению расследования злодеяния в Катынском лесу, учрежденного палатой представителей Конгресса США

Комитет, не допуская и тени сомнения, единогласно пришел к выводу, что НКВД СССР (Народный комиссариат внутренних дел) совершил массовые убийства польских офицеров и представителей интеллигенции в Катынском лесу, в России, близ Смоленска.

Со всей ясностью установлено, что примерно пятнадцать тысяч польских военнопленных были интернированы зимой 1939—1940 гг. в трех советских
лагерях — в Козельске, Старобельске и Осташкове. С весны 1940 г. этих людей, за исключением четырехсот военнопленных, никто не видел, и о них ничего не слышали. В 1943 г., когда немцы оккупировали эту территорию, то они объявили, что в Катыни захоронено одиннадцать тысяч поляков. Русские освободили от немцев эту территорию в сентябре 1943 г. и также заявили, что в массовых могилах покоятся 11 тыс. поляков.

Показания, выслушанные Комитетом, многократно фиксировали факт, что в Катынском лесу были казнены только интернированные в Козельске военнопленные. Данные официальных лиц польского отделения Красного Креста со всей определенностью установили, что в действительности были эксгумированы тела 4143 человек из семи массовых могил. Основываясь на других показаниях, мы пришли также к убеждению, что остальные из пятнадцати тысяч польских заключенных — то есть те, кто был интернирован в Старобельск и Осташков, были казнены таким же жестоким образом. От находившихся в Старобельске избавились под Харьковом, и подобная участь ждала тех, кто содержался в Осташкове. Некоторыми свидетелями были представлены показания о том, что заключенные Осташкова были погружены на баржи и затоплены в Белом море [1]. Таким образом, комитет полагает, что в России есть по меньшей мере две других «Катыни»[...] [2]

Комитет единогласно рекомендует палате представителей одобрить его выводы и принять специальную резолюцию[...]

3. Просить, чтобы были приняты соответственные шаги Генеральной Ассамблеи [ООН] с целью получить возможность выступить в Международном всемирном Суде по обвинению Союза Советских Социалистических Республик в совершении катынского преступления, которое нарушило основополагающие принципы, признаваемые цивилизованными нациями.

4. Запросить, чтобы президент Соединенных Штатов дал указание американской делегации добиваться создания международной комиссии, которая расследовала бы другие массовые убийства и преступления против человечности.

Рэй Мэдден, председатель; Даниэль Дж. Флуд, Тадеуш М. Махрович, Джордж А. Дондеро, Альвин Э. О'Конский, Тимоти П. Шихан.

Печ. no: House of Representatives. Select Committee. Hearings on the Katyn Massacre. 82nd, Congress. Washington, 1952, House Report, no. 2505, Conclusions of the Select Committee. Wash., 1952. P. 8864.

№227. 1959 г., марта 3, Москва. — Записка председателя Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР А.Н.Шелепина [1] первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву с проектом постановления Президиума ЦК КПСС об уничтожении дел по операции, санкционированной решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.

№ 632-щ

Особая папка
Сов. секретно

Товарищу Хрущеву Н.С.

В Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1940 года хранятся учетные дела и другие материалы на расстрелянных в том же году пленных и интернированных офицеров, жандармов, полицейских, осадников, помещиков и т.п. лиц бывшей буржуазной Польши. Всего по решениям специальной тройки НКВД СССР было расстреляно 21857 человек, из них: в Катынском лесу (Смоленская область) 4421 человек, в Старобельском лагере близ Харькова 3820 человек, в Осташковском лагере (Калининская область) 6311 человек и 7305 человек были расстреляны в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии.

Вся операция по ликвидации указанных лиц проводилась на основании Постановления ЦК КПСС от 5 марта 1940 года. Все они были осуждены к высшей мере наказания по учетным делам, заведенным на них как на военнопленных и интернированных в 1939 году.

С момента проведения названной операции, т.е. с 1940 года никаких справок по этим делам никому не выдавалось и все дела в количестве 21857 хранятся в опечатанном помещении.

Для Советских органов все эти дела не представляют ни оперативного интереса, ни исторической ценности. Вряд ли они могут представлять действительный интерес для наших польских друзей. Наоборот, какая-либо непредвиденная случайность сможет привести к расконспирации проведенной операции, со всеми нежелательными для нашего государства последствиями. Тем более, что в отношении расстрелянных в Катынском лесу существует официальная версия, подтвержденная произведенным по инициативе Советских органов власти в 1944 году расследованием Комиссии, именовавшейся: «Специальная комиссия по установлению и расследованию расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров».

Согласно выводам этой комиссии все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными немецкими оккупантами. Материалы расследования в тот период широко освещались в советской и зарубежной печати. Выводы комиссии прочно укрепились в международном общественном мнении.

Исходя из изложенного, представляется целесообразным уничтожить все учетные дела на лиц, расстрелянных в 1940 году по названной выше операции.

Для исполнения могущих быть запросов по линии ЦК КПСС или Советского правительства можно оставить протоколы заседаний тройки НКВД СССР, которая осудила указанных лиц к расстрелу и акты о приведении в исполнение решений троек [2]. По объему эти документы незначительны и хранить их можно в особой папке.

Проект постановления ЦК КПСС прилагается.

Председатель Комитета Государственной
безопасности при Совете министров СССР
А. Шелепин

3 марта 1959 года. [Приложение]

Проект
Сов. секретно

Постановление Президиума ЦК КПСС

от_________________ 1959 года

Разрешить Комитету Государственной Безопасности при Совете Министров СССР ликвидировать все дела по операции проведенной в соответствии с Постановлением ЦК а) КПССа) от 5 марта 1940 года, кроме протоколов заседаний тройки НКВД СССР [2].

№234. 1990 г. февраля 23, Москва. — Докладная записка В.М. Фалина М.С. Горбачеву «Дополнительные сведения о трагедии в Катыни»

Секретно

Дополнительные сведения
о трагедии в Катыни

Уважаемый Михаил Сергеевич!

Рядом советских историков (Зоря Ю.Н., Парсаданова B.C., Лебедева Н.С.) допущенных к фондам а)Особого архива и Центрального Государственного архиваа) Главного архивного управления при Совете Министров СССР, а также Центрального Государственного архива Октябрьской революции, выявлены ранее неизвестные материалы Главного управления НКВД СССР по делам военнопленных и интернированных и Управления конвойных войск НКВД за 1939—1940 годы, имеющие отношение к т.н. катынскому делу.

Согласно этим материалам, на начало января 1940 года в лагерях Главного управления НКВД по делам военнопленных и интернированных в Осташкове Калининской области, Козельске Смоленской области, Старобельске Ворошиловградской области находилось около 14 тыс. бывших польских граждан из числа офицеров армии и флота, сотрудников полиции и жандармерии, военных и гражданских чиновников, различного вида агентуры, а также военного духовенства.

Все эти лица (приказ НКВД № 00117 от 1939 года) [1] не подлежали освобождению и отправке на родину. Вопрос об их судьбе рассматривался в несколько приемов. Имеются документы с резолюциями Берии и Меркулова ускорить следствие, подготовить материалы на бывших работников карательных органов и разведки к рассмотрению на Особом совещании при НКВД СССР.

а-а) Так в тексте. Особый архив и ЦГА ГАУ — названия одного и того же архива, в котором хранились фонды УПВ (УПВИ). Ныне: РГВА».