Сдавать ли валюту?
Последнее время рубль укрепляется. А слабеет в сравнении с ним не только доллар. На минувшей неделе евро впервые за долгое время стало стоить меньше 40 рублей.
В принципе эта картина нам хорошо знакома. Еще по докризисному периоду мы знаем, что если нефть дорожает, рубль будет укрепляться. Однако ныне при решении вопроса о том, в какой валюте держать сбережения, надо принять во внимание один важный момент.
В докризисный период Центробанк сдерживал укрепление рубля. Для этого он покупал на рынке «лишние» нефтедоллары и откладывал их в свои валютные резервы. Когда же кризис нагрянул, Центробанк, напротив, стал распродавать резервы, не давая рублю сильно упасть. Иными словами, он притормаживал на спуске и крутил педали со всей силой, когда требовалось взобраться на горку.
Сегодня политика стала иной. С ноября Центробанк не увеличил свои валютные резервы. О чем это говорит? Скорее всего, о том, что «лишние» нефтедоллары больше с рынка не изымаются. Центробанк ведет себя индифферентно. Пусть рубль укрепляется – мы мешать не будем.
Почему изменилась политика? Да потому, что от Центробанка потребовали снизить инфляцию. А между темпами инфляции и тем, скупает ли Центробанк «лишние» нефтедоллары, существует самая непосредственная связь.
Для того, чтобы скупать нефтедоллары, надо «печатать» новые деньги. Но чем больше рублей оказывается на рынке, тем быстрее растут цены. Значит, чтобы притормозить инфляцию, Центробанку нужно поменьше «печатать» рублей. И даже если нефтедоллары бурным потоком текут в Россию, он все равно не может налегать «печатный станок» и скупать «лишнюю» валюту.
Такова картина последних месяцев. Что же это означает для нас?
Если Центробанк притормаживает инфляцию и не притормаживает укрепление рубля, значит однажды на валютном рынке все может быстро перемениться.
Допустим, цены на нефть перестанут расти. Спекулянты перестанут вкладывать капитал в российскую экономику. Возможно даже, что деньги потекут обратно – в менее рискованные места, т.е. в США или в Евросоюз. При таком повороте событий спекулянты начнут продавать рубли и вновь приобретать доллары или евро. Ведь для вложений в странах Запада наши рубли, естественно, не подходят.
Будет ли Центробанк притормаживать падение рубля, распродавая свои валютные резервы, как он это делал во время кризиса? Ни в коей мере. Если сейчас он не наращивает резервы и не скупает «лишние» нефтедоллары, то наверняка не станет при повороте событий скупать «лишние» рубли. И это значит, что рубль может упасть с такой же быстротой, с какой сейчас взлетает.
А цены на нефть, как мы уже знаем по событиям 2008 г., совершенно непредсказуемы. Они могут внезапно двинуться в совсем противоположную сторону. Поэтому вряд ли нам стоит слишком уж сильно надеяться на сбережения в рублях. Мы ведь сидим на самой верхушке нефтяной волны, и никто не знает, куда она понесет наши сбережения завтра.