Отца троих детей вопреки решению Минобороны не отпускают домой с СВО
Жена петербургского фельдшера скорой помощи рассказала MR7, как воюет с чиновниками и «штабными», чтобы вернуть мужа из зоны боевых действий.
«Дешевый фильм ужасов, а не события моей жизни». Такими словами петербурженка Светлана Заблоцкая комментирует происходящее. Её мужа, отца троих детей, мобилизовали еще в сентябре. В середине октября стало известно, что многодетность дает право на отсрочку, она стала писать заявления, прося пересмотреть решение о мобилизации. Но военкомат требует доказать, что дети в самом деле на иждивении отца, хотя какими документами это сделать — непонятно.
Фельдшер явился с вещами
40-летнему фельдшеру скорой помощи 17-й поликлиники Дмитрию Заблоцкому повестка пришла 22 сентября — на второй день объявленной в России «частичной мобилизации». 23-го он, как предписали, явился с вещами в военкомат. В тот же день уехал в военную часть готовиться к участию в «спецоперации». 20 октября его отправили в зону СВО. Причем, по словам жены Заблоцкого Светланы, сначала назначили стрелком, и доказать, что как медик он полезнее, удалось не сразу. Сейчас Дмитрий «где-то там» в медслужбе.
А дома остались жена — тоже фельдшер скорой — и трое детей. Младшим 7 и 4 года. Старшей дочке от предыдущего брака 14 лет. Но она по соглашению родителей уже год как живёт с отцом и его новой семьёй. Родители договорились полюбовно, решений суда или органов опеки не было, как-то специально чиновников о делах семейных в известность тоже не ставили.
На момент призыва Заблоцкого еще действовало общее положение — в соответствии cо статьей 18 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» отсрочка от призыва предоставлялась отцам четырёх и более детей. Однако в середине октября стало известно, что еще 4-го числа Генштаб распространил по военкоматам памятку с новым порядком мобилизации. В документе говорилось, что отсрочка предоставляется отцам трёх и более детей до 16 лет.
14 октября фельдшер написал заявление, в котором сообщил, что у него трое детей, и просил отменить решение о призыве.
— Муж рассказал, что в части заявление сказали переписать на рапорт, а потом у него же на глазах его порвали, — рассказала Светлана Заблоцкая, которая в тот момент еще была с мужем на связи. — Сказали, что едет со всеми.
В конце октября Дмитрий написал жене, что с ним все в порядке, и с тех пор на связь больше не выходил. Светлана окольными путями выяснила, что из батальона, где служит Дмитрий, никто не погиб.
Как доказать иждивение
Тем временем Светлана начала сама бороться за возвращение мужа. Сначала написала заявление военному комиссару Красногвардейского района, где живёт семья. Но ответа не получила, а когда спустя две недели приехала, чтобы узнать о решении, оказалось, что заявления нигде нет, и пришлось написать новое. 24 октября она его написала. Насколько известно петербурженке, его передали в военный комиссариат Петербурга, но в делопроизводство пока так и не приняли (по крайней мере её об этом не извещали).
— Еще до того, как мое заявление передали в городской военкомат, в районом мне говорили, что мужа все равно не вернут, потому что я не смогу доказать иждивение троих детей. У всех троих он указан отцом в свидетельствах о рождении. Кроме того, я приносила справки о том, что муж платит алименты, его бывшая жена говорила, что он хорошо занимается ребенком, да и вообще девочка жила с нами до мобилизации. Как еще доказать, что он им отец и содержит их? — рассказывает женщина.
По словам Светланы, ее просили предоставить удостоверение мужа о том, что он является многодетным отцом. Но такого удостоверения Дмитрий Заблоцкий до мобилизации не получал, а без его личного участия сейчас сделать это невозможно.
Более того, в порядке предоставления отсрочек прописаны всего три документа, которые нужно предоставить: паспорт, военный билет и свидетельства о рождении детей.
Со своей проблемой Светлана обращалась и к городским чиновникам. Писала на страницу губернатора Петербурга Александра Беглова. Ей отвечали то «не положено», то ссылались, что армейские сами разберутся.
Наконец 2 ноября Светлана получит из администрации города письмо за подписью и.о. начальника управления по работе с обращениями граждан Светланы Черняевой. Там ей снова обещают, что, когда она предоставит в районный военкомат доказательства наличия у Дмитрия троих детей, тогда и направят в городской комиссариат ходатайство об отмене решения о призыве Дмитрия на службу.
Из прокуратуры Западного военного округа Светлане ответили, что «военному комиссару г. Санкт-Петербурга направлен акт прокурорского реагирования в связи с имеющимися семейными обстоятельствами‚ позволяющими рассмотреть вопрос о правомерности и целесообразности призыва по частичной мобилизации». А дальше снова про документы, которые надо предоставить.
Бронь после мобилизации
Строго говоря, под условия частичной мобилизации Дмитрий Заблоцкий не очень подпадал. Он — старший сержант. Как объясняли в Минобороны, при предельном возрасте призыва для этой категории в 50 лет приоритетными считались мужчины до 35. Заблоцкому уже 40. Кроме того, семья рассчитывала, что его как медика «забронируют» от мобилизации на работе. Но не успели.
— Бронь начали оформлять 28 сентября, а мужа к этому времени уже мобилизовали, — рассказывает Светлана.
Наконец состояние здоровья фельдшера также оставляет желать лучшего. Как рассказала Светлана Заблоцкая, у Дмитрия артрит коленного сустава, ему трудно и больно ходить. Но медкомиссия не сочла это противопоказанием для службы.
Удастся ли Светлане добиться возвращения мужа с СВО, пока непонятно. Вернуть уже дислоцированного солдата непросто. Но сроки, конечно, заставляют задуматься. Разъяснения Минобороны появились, когда Дмитрий Заблоцкий еще находился в воинской части. Писать и просить пересмотреть решение о мобилизации Светлана начала тоже до того, как мужа отправили на территорию, где проходит СВО.
О том, как поступить в подобной ситуации, MR7 рассказал адвокат, председатель коллегии адвокатов «Призывник» Денис Кокшаров:
— В данном случае необходимо предоставить свидетельства о рождении детей (согласно директиве Генерального штаба министерства обороны РФ). Все документы необходимо передать в военный комиссариат Петербурга с заявлением о пересмотре решения призывной комиссии в письменном виде и требовать письменный ответ. Также необходимо обратиться в суд с требованием о признании решения незаконным. Согласно директиве ГШ, этого достаточно. Далее уже все факты будут устанавливаться судом.