Истории

Зима без опасности: как правильно подготовить автомобиль к холодному сезону

Зима без опасности: как правильно подготовить автомобиль к холодному сезону
Фото: Олег Золото / MR7

Проверяем шины, тормоза, фары.

Низкие температуры, низкий уровень сцепления, короткий световой день — зимой риски управления авто возрастают кратно. Вместе с экспертами категории «Запчасти» сервиса «Авито» мы составили понятную инструкцию для максимально безопасной зимовки за рулем.

Зимняя езда опаснее летне-осенней со всех сторон. Асфальт промороженный или под слоем снега, соответственно, машине тяжелее разгоняться, держаться на траектории и тормозить. Последние два этапа вообще имеют критическое значение: на неподготовленной к зиме машине можно «убраться» с дороги или не успеть вовремя остановиться. Поэтому проводим осмотр своего «железного коня» и, если нужно, принимаем меры.

Шины

Мало вовремя успеть «переобуться» — куда важнее, во что. Если колеса пробежали несколько сезонов, перед сменой надо оценить их состояние. Во-первых, глубина протектора: для зимних шин она должна быть не ниже 4 миллиметров.

Слой свежевыпавшего снега или «каша» из снега талого — неважно, покрышки должны эффективно отводить эту воду из пятна контакта, для чего канавкам протектора должно хватать глубины. Если же ее не хватает, а влага из пятна контакта не отводится должным образом, у машины попросту не хватает сцепления, за дорогу она толком не держится — все предпосылки для аварии!

Если покрышки шипованные, перед зимой надо оценить оставшееся количество непосредственно шипов. За первые три сезона шины теряют в среднем 30−40% из них, отчего падает эффективность сцепления и торможения в принципе.

И, между прочим, не обязательно менять сразу шины, можно вместо выпавших шипов вставить новые — центры по дошиповке довольно распространены, а технологии отработаны. Вариант не идеальный, форму «только что с завода» он шинам не вернет, но позволит с меньшими потерями эффективности проездить еще сезон-другой.

А сколько сезонов вообще? Шинные производители дают обычно такую рекомендацию: срок службы — 6 лет.

Кстати, в отличие от глубины протектора никаким правилами и актами остаточное количество шипов не регулируется, руководствоваться нужно здравым смыслом и инстинктом самосохранения. Ведь главное — эффективное торможение.

Цены

В Петербурге, по данным «Авито», продажи зимних шипованных шин за октябрь выросли на 74%, а нешипованных — на 55%. Покупка «липучек» обходилась нашим автовладельцам в среднем в 15 070 рублей, а шипованной резины — в 13 270 рублей. Новые шины при этом составили больше трети от общего количества продаж, средние цены на них уже могут составлять около 50 000 рублей.

01.jpeg

Фото: Скриншот "Авито"

Тормоза

Следующий важный момент — оценка состояния тормозных механизмов. Детали там в основном трущиеся, а что трется — то обязательно истирается. Банальная, вроде, мысль, но у многих возникает лишь в момент появления странных скрипов откуда-то снизу справа.

Предельную толщину тормозных колодок можно посмотреть в инструкции по их эксплуатации, обычно это 3 мм. В идеале — озаботиться этим вопросом заранее и поменять колодки на новые уже при остаточной толщине в 5−6 мм, потому что 3 мм — это все-таки крайность и последнее издыхание.

Минимально допустимую толщину тормозного диска можно посмотреть на его поверхности — чаще всего это чуть больше 20 мм. Но заняться заменой стоит, конечно, еще чуть раньше и не ждать, пока диски сотрутся до минимума.

Цены

В Петербурге, по данным «Авито», в III квартале 2022 года детали для тормозной системы покупали на 86% чаще, чем год назад. Чтобы найти на платформе новые детали, укажите состояние в настройках поиска. Так, сейчас в городе размещено 3,7 млн сообщений о продаже автодеталей, из них больше миллиона — новые.

02.jpg

Фото: Скриншот "Авито"

А еще проверьте бортовой журнал (если ведете) или попробуйте вспомнить (если не ведете записи), когда вы последний раз меняли тормозную жидкость. Зависит от автомобиля, но обычно по регламенту она прописана каждые 40−50 тысяч километров или каждые три года. Прикиньте, если сроки совпадают — «тормозуху» нужно менять.

Причем не доливать, а именно менять: в отличие от многих других ГСМ, тормозная жидкость с годами деградирует, накапливает все больше влаги в своем составе и перестает выполнять свою основную функцию — передавать тормозное усилие с педали на другие узлы тормозной системы. Поэтому — только замена.

Видимость

Последнее по очередности, но не значению. Световой день зимой сильно укорачивается, видимость падает задолго до окончания рабочего дня. А в условиях недостаточной видимости выше риск не заметить какое-то препятствие. Поэтому «проапгрейдить» видимость надо комплексно.

Во-первых, перед зимой поменять стершиеся за летне-осенний сезон щетки стеклоочистителя («дворники»).

Во-вторых, проверить лампочки. И, даже если перегорела одна, поменять парой — второй тоже недолго осталось, ресурс плюс-минус одинаковый.

В-третьих, регулярно обрабатывать ветровое стекло «антидождем» или другой химией, которая делает поверхность более гидрофобной — влага на такой поверхности задерживаться будет хуже, дворникам проще будет ее убирать.

И возьмите за привычку перед каждой поездкой протирать фары влажной салфеткой — даже если есть омыватель. Увы, с налипшим слоем грязи даже он совладать не в силах.


03.jpg

Фото: Скриншот "Авито"

***

Если с шинами, тормозами и видимостью разобраться заблаговременно, зима, конечно, менее суровой не станет, но ездить будет гораздо спокойнее. И точно безопаснее!

share
print