Город

Смольный собор обретает точную копию чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери

Ей благословляли Александра Невского на брак, она пережила два пожара, ею прогоняли татар.

Икона, оригинал которой находится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме, создана в рамках проекта Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга. Это точный список с чудотворной иконы.

На оборотной стороне оригинала иконы находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей молодости, свадеб и невест. Поэтому, возможно, не случайно, что, по преданию, в 1239 году именно этой иконой Александра Невского благословили на брак с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году образ попал к его младшему брату Василию.

Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери

«Чудесная» история

Согласно сказаниям, икона была перенесена из разорённого ханом Батыем Городца в Кострому, образ нашел свое место в церкви великомученика Феодора Стратилата, после чего за ней и закрепилось название «Феодоровская». После этого, как повествует история, с образом Феодоровской Божией Матери на рубеже XII-XIII веков начали происходить различные чудесные явления.

Так, икона сохранила свою целостность после двух пожаров в Костромском соборе. А когда в 1260-м году на Кострому неожиданно наступили татары, ополчение великого князя Ярослава Всеволодовича было небольшим, и городу грозило полное разорение. Перед боем Ярослав велел воинам нести перед собой образ иконы Феодоровской Божией матери. Как гласит предание, во время битвы от лика Пресвятой Богородицы стал исходить ослепительный свет — и татары обратились в бегство. Там, где во время боя находилась икона, Ярослав поставил крест, а затем была построена часовня.

Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Место, заготовленное для новой иконы в Смольном соборе

Императорский статус

Кроме того, икона Феодоровской Божией Матери имеет особый статус для российского императорского дома. В 1613 году именно образом этой иконы Михаил Фёдорович Романов, первый из монархической династии, был благословлён матерью на царствование, что ознаменовало в российской истории окончание периода так называемого Смутного времени.

Любопытный факт: этой иконой затем крестили всех российских цариц иноземного происхождения, а в честь иконы они получали отчество Фёдоровна.

После благословения на царствование Михаила Фёдоровича стали появляться многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы. Один из первых был заказан и доставлен в Москву матерью монарха. Со второй половины XVII века получили распространение экземпляры с клеймами, которые описывают события из истории чудотворного образа.

В XIX веке икона была украшена драгоценными камнями — бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами, жемчугом. В конце века для неё создали золотой оклад весом 10 кг. На протяжении многих веков оригинал чудотворной иконы сохранялся в хорошем состоянии. По свидетельствам прихожан, краски начали тускнеть незадолго до революции 1917 года.

История Смольного монастыря, кстати, также неразрывно связана с династией Романовых. Его строительство началось в период правления Елизаветы Петровны, а закончилось в эпоху Николая I. В 1835 году храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора Николая I Марии Фёдоровны. В честь неё был освящён один из приделов собора. Смольный собор всегда считался символом юношества, образования, студенчества, чистоты. Причина в том, что собор изначально строился как женский монастырь, а позднее в нем размещался Институт благородных девиц — первое высшее женское учебное заведение России. Смольный институт, в котором учились девочки из дворянских семей, ставил целью в том числе успешно выдать воспитанниц замуж, поэтому икона — покровительница молодых девушек и замужества — в храме будет очень уместна.

Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Установка иконы

Современный список

Список для Смольного собора создавался около года. В процессе принимали участие восемь мастеров: иконописцы, резчики по металлу и дереву, ювелиры. Икона выполнена в технике темперной живописи, оклад был отсканирован, затем была создана 3D-модель, а затем рельеф отчеканили на металле. Оформление осуществлялось при помощи сусального золота, стразов, полудрагоценных камней (яшма, фианиты), искусственного жемчуга.

Прихожане и все, кто интересуются историей города и искусством, смогут увидеть икону в Смольном соборе примерно через две недели.

Созданием иконы занимается Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Кроме иконы, при поддержке Фонда оформлена входная группа собора, создан макет монастыря по замыслу Растрелли, включая колокольню. Впереди планы — воссоздать иконостас и создать музей в чердачном пространстве собора.

Фонд занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Задача — вернуть Санкт-Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города.

В настоящее время при поддержке Фонда завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской Лавры на Октябрьской набережной, а также продолжается воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны. Среди предстоящих проектов — воссоздание церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной и установка памятного знака в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади. На набережной Обводного канала продолжается восстановление Санкт-Петербургской православной Духовной академии, которая ведет свою историю с эпохи Петра Великого. Одной из ключевых построек должен стать полностью расписанный внутридомовой храм.