«Почему мой квартал вы считаете комплексно неразвитым?»
Жители хрущёвок и депутаты ЗакСа встретились в Калининском районе.
В Калининском районе 29 сентября состоялась встреча депутатов Законодательного собрания и горожан, выступающих против закона о КРТ. Среди парламентариев были как те, кто голосовал за новую реновацию, так и её противники. Местные жители же были едины в своём недовольстве. Собрание быстро превратилось из сессии вопросов и ответов в жаркий спор или, как назвал его депутат Всеволод Беликов, «балаган хайпа». Рассказываем, о чём говорили на встрече и как одни не могли услышать других.
Ни дома, ни списка
— Серьёзность этого штаба подтверждается тем, что туда вошли практически все депутаты Законодательного собрания, вице-губернатор Линченко, общественники… И возглавляет это всё Александр Бельский, председатель Законодательного собрания. Лично вёл и лично контролирует всю эту историю, — рассказал о прошедшем в среду первом заседании Общественного штаба по реновации Всеволод Беликов, депутат от Невского района, который долгое время возглавлял МО «Финляндский округ» в Калининском.
Он также добавил, что в созданном штабе уже сформировано четыре рабочих группы под разные задачи и зачем-то попробовал разъяснить присутствующим противникам новой реновации то, как она будет работать. Под конец вступительной речи Беликов в очередной раз напомнил, что «на сегодняшний день нет ни одного списка, который бы включал дома в КРТ».
Всеволод Беликов
Приняли в плохом виде
Первой к микрофону от жителей подошла Анастасия Кузнецова, член Общественного штаба от Калининского района. Она решила развеять представления Беликова о работе штаба и рассказала, что «под председательством Бельского он не работает — об этом не договорились».
— Четыре рабочие группы тоже ещё не утвердили. Всё, что было на этой встрече, нельзя назвать какими-то договорённостями. Больше того, все видели прекрасно отношение представителей [власти] к жителям: фразы «вы у нас в гостях» и прочие вещи… Нас уверяли, что мы собираем вокруг себя только жителей, которые против закона, а, оказывается, где-то есть жители, которые за, — сказала Кузнецова и попросила присутствующих поднять руки, если они одобряют КРТ.
Откликнулась одна женщина. Правда, когда она узнала, что речь идёт о новой реновации, а не старой (главным отличием той было расселение жителей сносимых домов в пределах квартала, в новые дома — ред.), то опустила руку. Анастасия Кузнецова продолжила и спросила депутатов, как можно было голосовать за такой проект в ЗакСе.
— Я проголосовал за этот закон, потому что это — федеральная норма — ответил депутат-единоросс Владимир Носов. — Пусть мы в плохом виде его приняли, да. Но мы готовы его дорабатывать с учётом ваших пожеланий.
Из зала прокричали, что «сначала надо было дорабатывать, а потом принимать».
КРТ из Петербурга, инвесторы с Марса
Дальше микрофон взял «эсэр» Михаил Амосов. Вся фракция партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» голосовала против закона о КРТ. Об этом напомнил Амосов.
Он также рассказал о четырёх ошибках принятого документа. По мнению депутата, необходимо было прописать чёткие правила голосования на общем собрании собственников (ОСС), закрепить за расселяющимися возможность остаться в родном районе, создать городскую структуру от власти, которая бы отвечала за программу КРТ, и использовать для реновации бюджетные деньги, а не только средства застройщиков.
— С Марса не прилетит такое количество инвесторов, которые захотят вложиться в наш город, — подытожил Амосов. — Поэтому мы должны подумать и о других вариантах: не обязательно разрушение домов, есть вариант их санации — улучшения. Как это делали на территории бывшей ГДР. Да, там люди платили за это, но участвовало и государство — проклятое немецкое государство.
Михаил Амосов
После этого депутат отметил «мудрость губернатора», который услышал критику и предложил внесённый им закон приостановить. Амосов уверил собравшихся, что в следующую среду ЗакС наконец проголосует за предложение Беглова.
Вы не учли вообще ничего
Тем не менее, это не успокоило Наталью Самерсову — также члена Общественного штаба, которая оказалась у микрофона следующей:
— Прошло три месяца с принятия закона: он не отменён, не заморожен… За эти три месяца что сделали вы? Пока рассматривался закон за неделю, вы не учли вообще ничего. Потому что мы провели большую работу: собираем подписи, обращаемся во все инстанции, делаем законы для муниципальных образований. Что сделали вы? — спросила Самерсова депутатов и продолжила. — Почему мой квартал вы считаете комплексно неразвитым? Там есть всё: почтовое отделение, милиция, сады, школы… У нас малоэтажная застройка, зелёный кварталы — всё рассчитано в зависимости от плотности нашего населения.
Наталья также указала депутатам на другие нерешённые проблемы города — расселение коммуналок и аварийное состояние многих фасадов — и предложила заняться ими. В ответ Всеволод Беликов посетовал на то, что встреча превратилась в митинг.
Следите за базаром — балаганом
Ещё сильнее парламентария разозлили слова следующего «выступающего» — мундепа МО «Гражданка» Вадима Сафонова. Тот назвал поправки в федеральное законодательство «очковтирательством» и заявил, что при желании город мог бы принять «закон, разработанный вместе с петербуржцами, а не вместо петербуржцев». На деле же, по мнению Сафонова, власть в большинстве занимается созданием «потёмкинских деревень».
Наталья Самерсова, Анастасия Кузнецова и Вадим Сафонов
— Вы действительно считаете, что нет никакой возможности повести себя честно по отношению к избирателю? Повести себя [не] по-дружески к Александру Беглову, который докатился в своём вранье до того, что в телевизионном эфире назвал подписанный им закон — проектом? — возмущался Сафонов.
— Балаган прекратите, — отрезал Беликов. — Вплетаете сюда губернатора… Недостойно, муниципальный депутат. Хорош хайповать, коллега. Недостойно.
Позже Беликов и вовсе обещал дать Сафонову подзатыльник за то, что тот «не следит за базаром».
Пустой закон
К микрофону тем временем вышла Анастасия Комарова — мать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Она отстаивает права не только своего сына, но и всех детей с ОВЗ и инвалидностью.
— Вопросы, которые я задаю, я задаю на протяжении трёх месяцев — как попка-дурак. Ни одного ответа, кроме «у вас всё будет хорошо», я не получила. Я понимаю — я в «Парадный квартал» (элитный жилой комплекс в Центральном районе — ред.) перееду, потому что ору хорошо, красиво… А остальные? Наши дети привязаны к району, для нас это важно — реабилитация, коррекционные школы, диспансеры. Как я могу в данной ситуации остаться в своём районе? У нас опека решает вопрос только жилищный, соцполитика решает вопрос неимущественных интересов детей… У семи нянек дитя без глазу. Как можно принимать такой пустой закон, где про инвалидов ни слова? — спросила Комарова. — Может, проще не поправки принимать, а закон откатить?
Анастасии дежурно пообещали, что «ни один ребёнок-инвалид от созданной инфраструктуры не будет оторван».
Анастасия Комарова
Не в нашей жизни
Позже право высказаться досталось Ларисе Павловне с улицы Верности. Её интересует, что будет, если все жители дома выскажутся за, а она — против КРТ. Лариса Павловна родилась в Ленинграде и первый год жизни провела в блокаде:
— Меня государство, то государство, спасло. А что это государство делает тогда со мной? Они что, насильно меня выселят из квартиры? Мой отец купил её в 1965 году на последние деньги. И что, вы меня выселите куда-нибудь, например, в Рыбацкое?
Отвечать блокаднице взялась единоросс Вера Сергеева:
— В настоящий момент ни у одного дома ещё не стоит бульдозер — и это хорошо. И решение собственников вашего дома, оно за вами… Когда вам предложат, а это, скорее всего, уже не в нашей жизни… С учётом того, что всё-таки пойдёт первая 507-я серия. На Верности, как я понимаю, этой серии нет. У вас какой номер дома? — поинтересовалась Сергеева.
— 14, — в слезах ответила Лариса Павловна. — Вы что, ждёте моей смерти, что ли?
Лариса Павловна
Спасать ситуацию решился коммунист Дмитрий Дмитриев. Он сказал, что вопрос пенсионерки — «самый живой, самый острый и принципиальный», и ответить на него честно — сложно. Депутат рассказал, что выселять будут, «но это не вся правда»:
— Вся правда в том, что сегодня здесь сидят победители. Возможно, вы — наиболее яркие представители сформированного гражданского общества, — ударился в размышления Дмитриев. — Но напротив вас сидят не проигравшие, потому что у губернатора появилась мудрость политическая, и он пошёл на сложный шаг, приостанавливая этот закон.
Про мудрость Александра Беглова в конце встречи вспомнил и Всеволод Беликов:
— В новейшей истории России мы, наверное, первый субъект, когда губернатор в кратчайшие сроки, услышав мнение большого количества людей, но не большинства по определению, принял это решение. Мы прекрасно знаем, что строительное лобби есть во всех странах — в европейских, в Америке… Губернатор проявил мудрость! — заявил депутат и призвал «молиться за наших ребят».