«Я купила ему всё». Как мобилизуются петербуржцы
Сестра одного из призванных в рамках «частичной мобилизации» рассказала MR7, как её брата забрали в армию.
В Петербурге, как и во всей стране, продолжается «частичная мобилизация». Мужчин призывают, чтобы они участвовали в «спецоперации», которую Россия ведет на Украине. 28 сентября часть мобилизованных петербуржцев отправили в части. Мы спросили у родных призванных, где работали их близкие и как собирались воевать.
Обещал жениться после возвращения
Любовь Л. 28 сентября проводила на службу младшего брата. Житель Выборгского района Петербурга, 24-летний Павел получил повестку 22 сентября. Парень в тот день был на работе — он трудится на лакокрасочном заводе. За получение повестки, которую принесли домой, расписалась мать Павла.
По словам Любови, Павел несколько лет назад прошел срочную службу в армии, был в мотострелковом подразделении. Парень еще не женат, но пообещал сестре, что женится сразу после возвращения.
В пятницу явиться по повестке Паша не сумел из-за работы, и ему принесли еще одну повестку, присовокупив к ней уведомление о возможной уголовной ответственности.
Уклоняться Павел, по словам сестры, не собирался.
— Во вторник с утра мы отвезли его в военкомат. Там было много таких же ребят, как он, — рассказывает Любовь. — В среду он уже уехал в часть в Каменку. Там их разместили в комнатах по четыре человека.
Пашу в часть родные проводили собранным почти полностью — только без бронежилета, каски и оружия.
— Я купила ему всё, — говорит Любовь. — Потратила примерно 60 тысяч рублей. Но лучше я сейчас разорюсь, чем мой брат окажется там без необходимых вещей. Бронежилет, каску и автомат, я думаю, ему дадут там. Это же дикость будет, если нам и это придется покупать самим!
По словам женщины, в части Павлу и другим ребятам выдали одежду и сказали, что они могут надеть свое, а выданное взять с собой, как запасное.
— Конечно, мы все переживаем, но все равно, кто-то идти должен, не могут же все прятаться. У меня несколько знакомых служат. Недавно у меня погиб там друг, у него остались двое детей. Он был военным и уехал еще 19 февраля. Два раза возвращался в отпуск. Последний раз вернулся из отпуска в начале сентября, а 5 числа погиб. Мы отговаривали его ехать, ему до пенсии оставалось всего полгода. А он ответил, что если бы ехал первый раз, постарался бы остаться. «А сейчас — там мои пацаны, как я их оставлю?!» — рассказывает Любовь и продолжает: — Просто надо их поддерживать. Вчера, когда они уезжали, никто не плакал. Мы рыдать стали, когда автобус уехал.
По словам Любови, у брата забрали смартфон, позволив взять только кнопочный телефон. Однако уже на следующий день после мобилизации парень попросил мать и сестру вернуть ему сотовый, сообщив, что здесь многие со смартфонами.
Сначала ребят должны были оставить в части примерно на неделю, а затем отправить в поля пожить в палатках для тренировки. Но затем пришел начальник и сообщил, что через три дня новоприбывших перебросят ближе к Донбассу.
Так провожали мобилизованных из Выборгского района Петербурга.
Чат для жен мобилизованных
Родные мобилизованных мужчин из Петербурга уже самоорганизовались. В Telegram есть чат, в котором уже сориентировавшиеся в ситуации помогают растерявшимся. Делятся списками необходимых вещей, выясняют, кого куда отправили, и пытаются поддерживать друг друга. В созданном 28 сентября чате уже более 350 участниц. В аналогичном чате без привязки к городу участниц уже почти тысяча. Создан он 29 сентября 2022 года.
«Страшно все… безумно…» — пишет одна из участниц чата.
«Зять (муж сёстры) уехал на днях, сейчас в Луге на учениях. Повестку получил через родителей, сам явился в военкомат уже с вещами, в тот же день забрали. Медкомиссия была в Синявино (он там прописан) перед отправкой. Три дня уже как на учениях, реально стреляют, гранаты бросают
Кстати, по словам женщин, так везет не всем.
«Какая учебка, нет её. В Омске ребята, дрова собирают в лесу, вместо учебки», — например, делится Александра.
Здесь же просят помощи.
«Мужу пришла повестка за день до объявления о мобилизации, в ней было указано „для уточнения данных“, в итоге потом сказали, что это сборы. По факту оказалось — мобилизация. Медкомиссии не было нигде, а он с пластинами в ноге и руке. Рука после операции. Сейчас пытаемся добиться справедливости и адекватной медкомиссии», — рассказывает участница Ксения.
Подруги по несчастью советуют Ксении обращаться в прокуратуру.
Пишут в чате и о том, какую именно одежду и обувь нужно обязательно взять. В списке фигурируют берцы. Этот пункт вообще вызывает бурное обсуждение среди женщин. Одни отмечают, что в выданных ботинках невозможно ходить. Другие сетуют, что нормальных берцев по разумной цене не найти сейчас даже на «Авито» — все раскупили.
К слову, рассказывать о том, как родные ушли в армию, готовы не все. Некоторые, например, мать 20-летнего юноши из Шушар, отказывается наотрез. «У меня сын ушел не в магазин, не на свадьбу! Вы понимаете?!» Женщина явно напугана. И ее можно понять.