«Перспективы» ищут замену иностранным волонтёрам
Организации, помогающей жителям интернатов, нужно 10 новых членов в команду.
В Петербурге тысячи людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые вынуждены жить в интернатах или детских домах, где о них заботятся специалисты. Благотворительная организация «Перспективы» поддерживает таких детей и взрослых. Так сложилось, что долгие годы у «Перспектив» было много волонтёров-иностранцев. После февральских событий иностранцы были вынуждены покинуть Россию. Уже полгода «Перспективы» справляются с работой своими силами. Рассказываем, как по всей России нашлись новые волонтеры, готовые помогать, что изменилось в работе организации за это время и как стать волонтером сейчас.
«Перспективы» — благотворительная общественная организация социальной помощи детям-инвалидам и взрослым. В 1996 году медбрат-волонтер Доминик Шлун и славистка Маргарета фон дер Борх приехала из Германии в Детский дом-интернат № 4 в Павловске и увидели, в каком состоянии учреждение. На тот момент в доме-интернате, где жило почти две сотни детей с тяжелыми нарушениями развития, не хватало сотрудников. Тогда Маргарита способствовала созданию волонтерской организации. С 2017 года начало работать направление «Сопровождение выпускников» — волонтеры проекта стали поддерживать выпускников детского интерната, которых перевели во взрослые. Сейчас они работают и в двух психоневрологических интернатах в Петергофе и Павловске, в центре дневного сопровождения на набережной Кутузова, имеют две квартиры для сопровождаемого проживания и дом в Ленобласти, в Раздолье.
Волонтёр не заменяет сотрудника
Последние несколько лет у «Перспектив» были тяжелыми. В пандемию в Россию не могли попасть волонтеры из других стран. Набрать людей удалось в сентябре прошлого года, когда в Петербург приехало 16 человек из дрезденской организации «Инициативные христиане из Европы», с которой «Перспективы» сотрудничали 26 лет. Однако после начала «спецоперации» немцы вернулись на родину.
16 человек — это больше половины всех волонтеров «Перспектив». До пандемии на «Добровольный социальный год» организация набирала 30−35 человек. Набирать больше у организации нет возможности, с одной стороны мало желающих — в прошлый сентябрь волонтеров из России было только четверо, с другой — содержать больше 30 волонтеров слишком дорого. Во время волонтерства людям выплачивается компенсация за еду и проезд.
Волонтер сопровождает подопечного
— Да, мы понимаем, что проект должен иметь возможность существовать без волонтеров, — говорит руководитель волонтерской службы «Перспектив» Анна Тульская. — И у нас, конечно, есть штатные сотрудники. Но качество работы становится намного хуже, когда нет добровольцев. Без волонтеров подопечные лишний раз не пойдут на прогулку, сократилось число выездов из интернатов на экскурсии в город. В интернате, например, в мастерскую раньше могли взять пять человек, теперь только троих, потому что не хватает сопровождающих. И есть то, что нельзя измерить количеством часов или дней: эмоциональную связь, внимание, общение. Проекты не закрылись, да, есть сотрудники. Но волонтёр не заменяет собой сотрудника.
Задачи отличаются от проекта к проекту. Но основное, что делает волонтер — это сопровождение на прогулках, на занятиях, в мастерских, в поездках, а также проведение досуга, общение с подопечными. Иногда добровольцев также просят помочь с кормлением подопечных и при проведении им гигиенических процедур. При этом волонтёры работают как с теми, кто может передвигаться самостоятельно, так и с колясочниками и лежачими людьми.
Новая надежда
В марте на замену уехавшим немцам стали искать волонтеров в России. Удалось привлечь пять новых человек одновременно.
Как заметили в организации, чаще всего к ним добровольцами приходят две категории людей. Первые — это выпускники вузов, они закончили учёбу, но еще не нашли постоянной работы и могут посвящать время волонтёрству. Вторые — радикальная противоположность первых, люди с высокооплачиваемых должностей. В «Перспективах» волонтерили и иллюстраторка из Москвы, и специалистка по HR в IT компании.
Добровольцы, пришедшие в последние полгода, тоже все разные. Есть Анна, она работала в йога-центре и сначала помогала в «Перспективах» по три дня в неделю. Сейчас, спустя полгода, она планирует стать сотрудником на постоянной основе.
Волонтер помогает рисовать
Еще есть Валерия — девушка дистанционно учится на искусствоведа в Москве, а в Петербурге живет и волонтерит. Полина скоро должна приехать из Рязани, она училась на экономиста Петербурге, но поняла, что экономика — это не ее, и решила вернуться в Петербург и перейти в социальную сферу.
26-летний Андрей был волонтером выходного дня, по будням работал в театре киномехаником и звукорежиссером. Он остался на «Добровольный год» и за время работы с подопечными понял, что ему нравится развлекать людей. До этого окружение отговаривало его от актерской деятельности. В результате он стал студентом театрального вуза. На вступительном экзамене Андрей писал эссе про интернат.
Скоро в Петербург приедет 53-летняя Яна. У нее был свой турбизнес в Крыму, но сейчас она решила сменить деятельность и начать помогать людям.
Волонтеры помогают подопечным пять дней в неделю по шесть часов, при таком графике возможность подработки маловероятна. Поэтому «Перспективы» выплачивают своим помощникам компенсацию на питание и проезд.
Долгое время добровольцев набирали на один год и они трудились по пять дней в неделю. Руководители проекта четко понимали, какие эмоциональные стадии проходит волонтер за это время. Сейчас в работе организации многое изменилось. По новым правилам:
· можно работать не пять дней в неделю, а три;
· стать волонтером можно не на год, а на полгода.
Это сделано для волонтеров, которые пока не уверены, что могут проработать целый год в таком графике.
— Мы пока пытаемся понять, не будет ли хуже для самих волонтера уходить в середине проекта, после полугода работы? У нас была четкая программа поддержки, мы знаем, что происходит с волонтером в середине года, что они чувствуют в конце, а так получается, что процесс прерывается. Что касается трех дней вместо пяти — это для тех волонтеров, кто все же пытается совмещать с работой. Тут просто будет дольше процесс адаптации к подопечным, — считает Анна.
Команда волонтеров
Адреса работы
Волонтеры «Перспектив» работают по всему городу и за его пределами. Есть детский дом в Павловске и психоневрологический интернат в Петергофе. Только в одном Петергофе было задействовано 14 волонтеров. Сейчас организация активно ищет людей именно туда.
Еще нужен человек подопечному «Перспектив» в школу № 25 в Петроградском районе. Мальчик, с которыми волонтеры занимались в центрах, поступил учиться в общеобразовательное учреждение.
Зато один волонтер уже нашелся в центр дневного пребывания на набережной Кутузова.
Отдельное направление проекта — сопровождаемое проживание в квартирах. Этот проект называется «Дом навсегда». На двух квартирах отдельно живут взрослые и дети. Квартиры находятся возле станций метро «Новочеркасская» и «Московская». И еще есть дом в Ленобласти, в Раздолье. Там у волонтера есть возможность пожить на природе в деревне.
Также в этом году «Перспективы» начали сотрудничать с новой площадкой, психоневрологическим интернатом № 10.
Всего в организацию сейчас нужно 10 человек.
— Кто-то закончит год в октябре, пару человек уйдет. За лето и за сентябрь к нам пришло пятеро. Еще двое в процессе принятия решения. Они проходят пробные дни, — говорит Анна.
Волонтер дарит эмоции!
Как понять, что я готов?
Чтобы стать волонтером, надо заполнить анкету. «Перспективы» сами с вами свяжутся.
— Мы уточняем, почему вы хотите быть волонтером, просим прислать биографию-резюме и мотивационное письмо, а затем приглашаем человека на собеседование, — описывает алгоритм работы Анна.
После собеседования, когда набирается группа, у добровольцев проходит подготовительный семинар. На нем обсуждается, что делают волонтеры, ожидания участников, рассказывается про эмоциональное выгорание и как завершить год досрочно, то есть расторгнуть договор, если вдруг меняются обстоятельства жизни.
После волонтер находится рядом с подопечным три пробных дня, под кураторством более опытного специалиста. И только после этого принимает решение.
— Этап «вхождения» плавный. Многие берут пару недель подумать даже после пробных дней, — объясняет Анна.
По ее словам, единственный отрезвляющий фактор — физические нагрузки. Почти все подопечные передвигаются на колясках, их надо перевозить и пересаживать. Кроме того, если есть ограничения по эмоциональным нагрузкам, то также стоит подумать. Возможно, рефлексия, возникающая во время проекта, вызовет обострение, если, например, человек в депрессии.
— Основное, что нужно — разделять с нами нашу миссию, что любой человек достоин лучшего, поэтому и отношение к людям с инвалидностью должно быть уважительным, терпеливым. Не так важно, например, экстраверт вы или интроверт. Кому-то тяжело в команде с другими волонтерами, но с подопечными общение в полном порядке. И еще главное — это ответственность, у нас есть график, мы подстраиваемся под жизнь в интернате, — говорит Анна Тульская.
Контакты волонтерской службы: +7−901−970−72−40, volunteer@perspektivy.ru
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга