«Не хочется менять два этажа на 22»
В микрорайоне Нарвская застава соседи борются с планами «развития территории» путём сноса их уютных 2−3-этажных домов и палисадников и застройки кварталов многоэтажками.
163 дома «приговорены» городом к «развитию застроенной территории» в округе Нарвская застава. Но только большинство жителей не считают тихие дворы и улицы и свои небольшие домики такими уж ветхими и требующими сноса. Петербуржцы хотят жить в небольших коттеджах послевоенной постройки, а не в высотках. Борьба с навязанной реновацией заставила соседей сплотиться. Об этом они рассказали на первой пресс-конференции открывшегося в Петербурге грозозащитного пресс-центра.
Исключение из зон охраны
— Очень бы не хотелось проснуться и увидеть, что в твой дом ворвались люди, которых туда не звали, — говорит Анна Станкевич. Она живёт в одном из домов Нарвской заставы — той её части, которая еще в 2011 году была включена в программу «развития застроенных территорий» (РЗТ). Под снос по ней могут пойти 163 дома — в основном двух-трехэтажные коттеджи, про которые принято говорить, что их «строили пленные немцы».
Закон о РЗТ был принят в 2008 году. Право на «развитие» большей части территорий, попавших в программу получила компания ООО «СПб Реновация», в том числе и квартала у метро «Нарвская».
— 19 января 2009 года был принят закон о границах зон охраны объектов культурного наследия № 820−7. И в нашем районе все дома, построенные до 1957 года, считаются историческими и не подлежат сносу, если их состояние не аварийное, — говорит представитель коалиции жильцов Нарвской заставы, выступивших против реновации Наталья Елисеева. — Когда «СПб Реновация» выигрывала конкурс, в том числе на наш участок, они уже должны были знать, что наши дома сносить нельзя. Но в 2010 году по заказу компании была проведена экспертиза, которую выполнила «Спецпроектреставрация». Эта экспертиза по сути разрешила снос двух третей домов.
В 2011 году, по словам активистов, микрорайон исключили из охранной зоны 820-го закона.
Как говорят местные жители, долгое время их успокаивали, что их район в программе РЗТ до 1 января 2023 года. К середине 2022-го, казалось бы, уже можно перестать волноваться. Но активисты узнали, что участие в программе Нарвской заставе хотят продлить до 2029 года.
— В данный момент ведутся обсуждения, чтобы исключить наш микрорайон из охранной зоны на весь период действия программы реновации — до 2029 года. На последнем заседании комиссии по этому закону, где обсуждались различные правки, про нас даже не вспомнили. Это угрожает нам сносом, — беспокоятся активистки.
Тем временем на сайте «СПб Реновации», посвященном программе развития застроенных территорий — 2029-й уже прописан как данность.
«Имеем право ждать, когда нас придут любить»
В группе в ВК, где обсуждают, как бороться с навязанной реновацией, 1175 участников, в группе «за реновацию» — 254. Прошедшим летом инициативная группа собирала подписи соседей против сноса их домов. Набралось более 500 подписей.
— И раз или два в неделю мы эти подписи прилагаем к обращениям в разные органы. Это обращение уже направлено губернатору (не получили ответа), в ЗакС (нас там регулярно путают с новым законом о КРТ), в Госдуму, в градостроительный комитет. Где-то нас отправляют разбираться в Московский район, хотя мы в Кировском, где-то попросту не отвечают, — рассказывает Наталья.
Когда летом обсуждался будущий Генплан развития города, жители Нарвской заставы направили порядка 200 предложений: просили не присваивать их району статус Ж3 (допускает многоэтажную застройку), а оставить им их малоэтажную Ж2.
— Сегодня в нашем районе нет пятна под застройку, у нас есть заброшенные дома, есть наши. Если что-то строить, то придётся сносить дома или уничтожать палисадники. И большинство собственников не хочет менять два этажа на 22, — говорит Анна.
Она обращает внимание на то, что по программе РЗТ недовольные даже не могут провести общее собрание собственников и отказаться от участия в «развитии».
— В новом законе о КРТ (он касается хрущёвок, был принят в конце июня, в начале сентября его действие по сути было приостановлено — ред.) у хрущёвок такое право есть. А мы имеем право ждать, когда нас придут любить. От этой любви отказаться очень сложно, — говорит Анна.
Муниципальный депутат МО «Нарвская Застава» Виталий Грязнов, поддерживающий жильцов попавшего под реновацию микрорайона, говорит об уютности и красоте этой территории.
— Там очень приятно, мало транспорта, жильцы разбивают палисадники у домов, там просто приятно находиться. Если есть какие-то проблемы в домах, то их надо решать за счёт других городских программ, — рассуждает Виталий и тут же вспоминает про законы: — Принудительное выселение по программе реновации не предусмотрено, но в то же время и выход из программы тоже. Этот вопрос мы адресовали депутатам ЗакСа. Кроме того, у нас до сих пор нет договора с «СПб Реновацией» и мы не понимаем, что входит в их ответственность.
Как подтверждают активисты, они неоднократно запрашивали этот документ в разных инстанциях, но вопрос всегда оставался без ответа.
Участники пресс-конференции по проблеме реновации на Нарвской заставе
Большая надежда на Бастрыкина
— Так получилось, что я до этого года очень мало знала свой город. Так получилось, что я с Марата, 28 — переехала туда (на Нарвскую заставу — ред.), с маленьким ребёнком, — рассказывает Анна Станкевич. — И я влюбилась в две вещи — в сирень, которая огромным кустом стоит у меня перед окнами, и в птиц, которые поют в палисаднике.
Анна напоминает, что хоть и принято говорить, будто эти дома «строили пленные немцы», тем не менее собственно пленных было не так и много, и далеко не все из них были строителями. А потому такие районы строили по большей части жители города, а проектировали их советские архитекторы.
В ближайшее время активисты попытаются вновь привлечь внимание властей к своей проблеме. Обращение и подписи направят председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. В августе он уже реагировал на жалобы горожан по новому закону о реновации и распорядился проверить их.
— Составили обращение к нему, хотелось бы, чтобы он вспомнил и о нас, — говорит Анна. — У нас большая надежда на Бастрыкина. Хотелось бы новую экспертизу, хотелось бы понимать, что будет происходить в нашей жизни. Потому что есть ощущение, что-либо начнут снос, либо, если не придёт застройщик, то район совершенно варварским образом доведут до аварийного состояния.