Истории

«Волонтерство — это не про героизм»

Как петербуржцы незаметно делают жизнь пожилых людей чуть проще и радостнее.

«Волонтерство — это не про героизм»
Фото: peksels / pixabay

Помогая детям, ты думаешь, что спасаешь будущее; животным — проявляешь свою человечность; защищая старинные дома — бережёшь историю. Помогать пожилым людям, на старости лет оказавшимся в тяжёлой ситуации, часто труднее всего. Не многие фонды берутся за это. Петербургский фонд «Долго и счастливо» — один из немногих в городе, кто работает в этом направлении. Небольшую команду поддерживают волонтёры. О них мы и поговорили с координатором волонтёрской службы фонда Александрой Сторожук.

Фото: Александра Сторожук

Фото: Александра Сторожук

«Люди, достойные глубокого уважения»

— Расскажите немного, как появился фонд. И почему вы решили помогать именно людям старшего возраста?

— Фонд основан в 2016 году Анной Косаревой и Натальей Шведовченко — фандрайзерами, имеющими многолетний успешный опыт работы в благотворительных организациях Петербурга. В какой-то момент стало понятно, что пожилые люди нуждаются в поддержке не меньше других. При этом очевидно, что помогают им реже остальных и обычно как-то случайно, мимоходом, не системно. Сложилась ситуация, когда некоторые пожилые люди, одинокие, имеющие на иждивении детей-инвалидов, лишенные поддержки родственников, вынуждены выбирать между покупкой лекарств, еды, одежды, оплатой коммунальных платежей. Такое положение вещей нужно было менять, и мы решили этим заняться. Подопечные фонда — люди, достойные глубокого уважения и признательности. Мы поняли, что можем улучшить качество жизни тех, кто это заслужил.

— Сколько людей работает в фонде?

— Всего семь человек

— Что делают волонтёры, помогающие фонду?

— В основном в сообществе наших добровольных помощников — автоволонтеры, люди, помогающие нам с развозкой продуктов бабушкам и дедушкам. Это самый большой объем задач, так как подопечных, получающих в фонде регулярную продуктовую помощь, около ста человек, все они живут в разных районах города и всем им надо продукты привезти на дом. В отряде автоволонтеров около 20 человек, есть костяк — 10−12 человек, которые постоянные, другие помогают от раза к разу, когда появляется время и возможность.

Есть ещё волонтеры, которые не участвуют в развозках, но помогают подопечным с бытовой помощью — поливают цветы, моют окна, делают влажную уборку. Был, например, однажды запрос на помощь со смартфоном — разобраться, как им пользоваться, это тоже волонтер сделал.

«Волонтер идет наполнять свою жизнь смыслом»

— Трудно ли найти волонтёров для помощи пожилым людям? Те, кто приходит — надолго ли они остаются?

— В принципе, найти человека для автоволонтерства не трудно, и, если волонтер увидит в этом для себя смысл, он останется и будет дальше помогать. Есть районы, в которые волонтеры ездят неохотно, например, в Центральном районе очень тяжело развозить — трудно проехать из-за постоянных пробок и проблем с парковкой. Есть и другая сложность: продуктовые наборы, которые мы передаем подопечным, очень тяжелые, по 13 килограмм, а волонтеры у нас в основном девушки! И вот попытка усилить волонтерский отряд парнями — это задача подчас непосильная. Нам очень нужны крепкие сильные мужские руки!

— Передавать пакеты с едой или быть водителем, который помогает их довозить — звучит не слишком «героически», но, наверняка, очень нужно. Почему такая помощь тоже важна, нужна и полезна, хоть и не очень заметна?

— Волонтёрство (говорю как волонтер с 10-летним стажем) — это вообще не про героизм. Когда человек идет в волонтеры, он меньше всего думает о героизме, для этого есть сообщество добровольных пожарных, к примеру, или курсы первой помощи. Волонтер идет наполнять свою жизнь каким-то дополнительным важным смыслом, и помогает в том, что он сам может делать лучше всего. Доставка продуктов по подопечным не обнажает какие-то героические стороны, но требует многого: хорошего знания города, физической выносливости, а главное — способности симпатизировать пожилым людям, ведь они в общении бывают разные, и умение с ними общаться — это искусство, а иногда и целая наука.

Волонтёр «Долго и счастливо» Илья с одной из подопечных фонда. Фото предоставлено фондом «Долго и счастливо»

Волонтёр «Долго и счастливо» Илья с одной из подопечных фонда. Фото предоставлено фондом «Долго и счастливо»

«Главное, не пытаться причинить добро»

— В чём особенность помощи именно пожилым людям?

— Пожилые люди имеют за спиной всю свою уже почти прожитую жизнь. Со сложившимся характером, привычками. Они иногда бывают капризны, придирчивы, трудны в общении. Иногда они бывают неопрятны, в квартирах бывает не прибрано. Есть множество нюансов. Но при этом они невероятно щедры на благодарность, их может умилить или обрадовать какая-то совершеннейшая мелочь — крем для лица, банка цикория или шоколадные конфеты. Они могут быть интереснейшими собеседниками, если рукодельники, то обязательно захотят что-то подарить из своих поделок. Так или иначе, мы работаем не для того, чтобы перевоспитать, чему-то научить пожилого человека, а чтобы сделать его жизнь светлее, радостнее, чтобы в ней было меньше боли и трудного выбора.

— Как вам кажется, если человек хочет помочь пожилому человеку — своему соседу, бабушке, встреченной на улице или пациенту дома престарелых — можно ли просто начинать помогать — привозить продукты, выполнять просьбы? Или тут тоже есть свои особенности, нюансы? Чего нельзя делать (обещать, говорить)?

— Если есть желание помогать, нужно просто начать это делать. С чего-то малого. Нужно понять, в чем пожилой человек нуждается (сходить в магазин за продуктами, погулять вместе в парке, а, может, просто поговорить) и начать. Главное, не пытаться причинить добро, не переусердствовать.

— Можете ли вы отказать человеку, который хочет стать у вас волонтёром?

— Перед первым заданием мы всегда проводим ознакомительную беседу, чтобы «на берегу» ответить на все вопросы. У волонтерства практически нет противопоказаний. И мы всегда рады всем помощникам. В нашем конкретном случае человеку с больной спиной я бы не советовала быть автоволонтером именно у нас, повторюсь — наши продуктовые пакеты весят 13 кило.

— Может быть, у вас были истории, связанные с волонтёрами, которые особенно запомнились?

— Я помню нюансы, связанные со всеми волонтерами, каких-то конкретных особо запоминающихся историй нет. Самый сейчас активный наш автоволонтер — Илья, он стал нашим помощником год назад. Первая же поездка по адресам стала для него большим откровением. Будучи вполне взрослым, состоявшимся человеком, мужем и отцом, он впервые открыл для себя мир пожилых людей, столкнулся с ним так близко. То, что он увидел, поразило его. Он одновременно проникся состраданием к уровню жизни подопечных фонда (у некоторых, живущих одиноко и получающих минимальную пенсию, качество жизни порой очень низкое) и воодушевился тем эмоциональным откликом, который получил от стариков. С тех пор Илья участвует во всех развозках, в его маршрутной карте — 10−15 адресов. Илья никогда не подходит к своим заданиям формально, придумывает разные «фишки», чтобы сделать развозку менее утомительной, всегда находит общий язык с подопечными, а также выход из любой, казалось бы, неразрешимой ситуации. Подопечные полюбили Илью, всегда ждут и принимают его с радостью и даже расстраиваются, если вместо него приезжает другой волонтер.

Справка

«Долго и счастливо» — благотворительный фонд помощи пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Фонд существует с 2016 года. Он оказывает адресную помощь пенсионерам, а также организует программы поддержки пациентов гериатрических отделений городских больниц.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

share
print