От «отжатого» мобильника и крышевания рынков до грузовика икры и убийств: за что Леониду Колесникову суд дал 20 лет колонии строгого режима.
В мае 2010 года с Кубинской улицы в Московском районе Петербурга пропал целый грузовик красной икры. 13 тонн, почти 800 тысяч долларов. Не самое крупное, но точно эффектное преступление, как потом выяснилось, совершила «банда Колесникова». Накануне Горсуд Петербурга отправил её организатора в колонию строгого режима на 20 лет. Рассказываем, кто такой Леонид Колесников и чем он запомнится Петербургу и окрестностям.
Леониду Колесникову — 20 лет в ИК строгого режима;
Дмитрию Гусакову — 17 лет в ИК строгого режима;
Александру Зайцеву — 15 лет в ИК строгого режима;
Павлу Рысеву — 14 лет в ИК строгого режима, взят под стражу в зале суда;
Сайд-Эмину Ибишеву — 11 лет в ИК строгого режима;
Мурату Эжаеву — 10 лет в ИК строгого режима;
Мусе Эжаеву — 14 лет в ИК строгого режима, взят под стражу в зале суда;
Карену Саргсяну — 10 лет в ИК строгого режима;
Махяддину Агаеву — 12 лет в ИК строгого режима, взят под стражу в зале суда;
Зияфату Пириеву — 9 лет в ИК строгого режима;
Хикмету Джафарову — 7 лет условно с испытательным сроком 4 года;
Нверу Оганисяну — 8 лет условно с испытательным сроком 4 года;
Ивану Миняеву — 3 года условно с испытательным сроком 3 года;
Алексею Герасимчику — 8 лет условно с испытательным сроком 4 года.
Привет из 90-х
Как следует из обвинительной речи прокурора, организованная преступная группировка (ОПГ) была создана Леонидом Колесниковым в 1994 году и действовала в течение 23 лет, вплоть до ареста основных членов в июле 2017 года. Базой для ОПГ служило Сертолово во Всеволожском районе Ленобласти. До 2010 года, как это следует из материалов уголовного дела, члены группировки причисляли себя к более весомому «Комаровскому» организованному преступному сообществу. Серьезную силу не представляли, в криминальных войнах не участвовали и вообще вели себя довольно тихо. Занимаясь рынками и ресторанным бизнесом.
— «Комаровские» в 1990-х могли претендовать на лидирующие позиции, — рассказал МR7 бывший бригадир «Тамбовского» ОПС Григорий С. (фамилия имеется в редакции). — Это был довольно многочисленный коллектив, но Комар не был жадным или амбициозным. Многие бригады только назывались «комаровскими», но в «общак» (общая касса сообщества или группировки — ред.) денег не заносили. «Сертоловские» Колесникова были именно такими: в конфликты не встревали, из района почти не высовывались. Занимались своим «кустом», да еще оружием промышляли. У них всегда можно было незасвеченные стволы достать. После ареста Сергеича (лидер «Тамбовского» ОПС Владимир Барсуков (Кумарин), арестован в августе 2007 года — ред.) стали головы поднимать, в Питер полезли. Но не сказать, что слишком нагло. Как о реальной силе о них заговорили, когда они фуру с икрой умыкнули.
Ограбление, о котором говорит экс-бригадир, произошло в мае 2010 года. Около шести часов вечера у дома № 20 по Кубинской улице в Петербурге пятеро неизвестных напали на водителя грузовика «Вольво» и охранника, сопровождавшего груз. Угрожая пистолетом, обоих мужчин связали, усадили в легковую машину и какое-то время возили с мешками на головах. Высадили через пять часов в Гатчине. Грузовик с прицепом, в котором находилось 13 тонн красной икры (похищенное оценили на 800 тысяч долларов США), исчез в неизвестном направлении.
Фото: Объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга
14 подсудимых приговорены от условных сроков до 20 лет в колонии строгого режима.
Битва за арбузы
Именно после того ограбления в оперативных донесениях сотрудников ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти впервые появились сведения о «колесниковской» ОПГ. У сотрудников милиции тогда вызывало некоторое удивление, что под одним лидером уживаются азербайджанцы, армяне, чеченцы, русские. Но ответ крылся в сфере деятельности, которой занималась «колесниковская» ОПГ. Они делали ставку на рынки и уличную торговлю. А в этой сфере без азербайджанцев, которые занимают лидирующие позиции в торговле овощами, не обойтись.
Другим аспектом деятельности «колесниковцев» была торговля оружием. Начиналось все с поставок «списанного» товара с воинских складов в Сертолово. В уголовном деле фигурировали номера пистолетов, которые вроде как числились за воинскими частями, но дело в отношении их пропаж выделено в отдельное производство и расследуется военной прокуратурой. Но кроме списанного в «схронах» банды было обнаружено и другое оружие. По некоторым данным, поставку осуществляли уроженцы Чечни, появившиеся в окружении Колесникова в начале 2000-х. Вскоре они, по мнению следствия, стали боевым подразделением группировки. Они же были одними из первых, кто получал золотые значки с аббревиатурой ЛК (сокращение от Леонид Колесников). Это был знак отличия за активную пользу группировке.
До 2012 года группировка Колесникова, как полагает обвинение, занималась вымогательством у торговцев на рынке «Регина» в Сертолово, выбиванием долгов, «крышеванием» местного бизнеса. В 2012-м Колесников, как считает следствие, решает развить свое влияние на Петербург и взять под «крышу» овощные рынки Выборгского района Петербурга. Побороться за них пришлось с «арбузным королём» Ильхамом Аливым.
— Трения между Алиевым и Колесниковым начались с того, как последний решил помочь бывшему партнеру и земляку Алиева Садыгову, — рассказал МR7 бывший сотрудник УМВД по Всеволожскому району Сергей Макаров. — Садыгов и Алиев начинали вместе. Кроме традиционной для азербайджанцев торговли овощами и фруктами оба занимались еще и ресторанным бизнесом. В 2012-м Садыгов решил работать самостоятельно. И его интересы не совпали с интересами Алиева.
Противостояние быстро переросло в боевые действия. Сперва в сентябре 2012 года сгорел «Мерседес» Садыгова, его подожгли на улице Брянцева. Через два месяца на Северном проспекте сгорела машина жены Садыгова. А еще через пару дней запылал ресторан «Фламинго» на улице Ольги Форш. Он тоже принадлежал Садыгову. Вот тогда последний и обратился за помощью к Колесникову. Которому идея войти на питерский овощной рынок не могла не понравиться.
В ночь с 5 на 6 декабря 2012 года две бутылки с «коктейлем Молотова» влетели в ресторан «Чинар» на проспекте Луначарского в Петербурге. Были поводы считать, что это был ответ Садыгова Алиеву, так как «Чинар» принадлежал последнему. Впрочем, именно этот эпизод в уголовном деле по «банде Колесникова» не фигурировал.
В 2013 году имя Леонида Колесникова стало появляться уже не только в служебных сводках, но и в новостях. Утром 8 апреля 2013 года на руководителя совета предпринимателей Сертолова (как тогда называли Колесникова в СМИ) было совершено покушение. Киллер действовал, как герой Сергея Бодрова в фильме «Брат» (фильм вышел в 1997-м). В качестве глушителя использовалась пластиковая бутылка, а сам пистолет был спрятан в полиэтиленовом пакете. Первый выстрел попал Колесникову в плечо, а потом пистолет заклинило. Киллер скрылся, но вскоре был установлен и задержан. А еще чуть позже Следственный комитет по Ленобласти назвал имя предполагаемого заказчика покушения — Ильхам Алиев, имевший в Петербурге прозвище «арбузный король».
Вина Алиева впоследствии была доказана в суде. В июле 2016 года Всеволожский городской суд приговорил Ильхама Алиева к 10 годам лишения свободы за убийство предпринимателя Саркиса Петикяна и покушение на убийство Колесникова. Пятеро его подельников были приговорены к срокам от 10 до 14 лет лишения свободы.
Фото: Объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга
Оглашение приговора длилось 10 часов и было разбито на два дня.
Не сообщество, так банда
В судебном разбирательстве также фигурировали похищение и убийство мужчины в 1994 году (виновным признали одного из членов группировки), многочисленные эпизоды вымогательства у бизнесменов, покушения на убийство, похищение машин и других вещей стоимостью больше 11 миллионов рублей.
Одним из последних эпизодов стало нападение на коммерсанта в посёлке Песочный. У бизнесмена тогда отняли автомобиль Mitsubishi и мобильник. Это произошло в марте 2017-го.
Примерно в то же время Алиев пытался оспорить свой приговор. Но Горсуд оставил его в силе. А спустя пару месяцев, в июле произошел арест Колесникова, которого обвинили в разбойном нападении и покушении на вымогательство. Сразу после ареста Колесникова сотрудники УФСБ по Петербургу и Ленобласти провели 38 обысков у предполагаемых членов предполагаемой ОПГ. Были обнаружены два склада с оружием, в которых хранилось более четырех тысяч патронов, один гранатомет, 10 гранат, самодельное взрывное устройство мощностью не менее 800 граммов в тротиловом эквиваленте, 18 пистолетов и пистолетов-пулеметов, шесть автоматов и одна винтовка иностранного производства.
— Так как разработку вели сотрудники ФСБ, нам было мало что известно, — рассказал бывший сотрудник Всеволожской полиции. — Но у нас ходили твердые слухи о том, что после того, как приговор Алиеву остался в силе, его взяли в оборот и предложили условно-досрочное освобождение, а тот, являясь видным членом азербайджанской диаспоры, помог эфэсбэшникам найти человека из ближайшего окружения Колесникова. У которого в коллективе после 2013 года появилось довольно много лиц кавказской национальности. И вот тот человек, то ли родственник, то ли земляк, то ли просто должник Алиева, и сдал ОПГ Колесникова. Так ли это было на самом деле, утверждать не могу, но по времени и логически все сходится.
Городской суд Петербурга оправдал подсудимых по «делу Колесникова» в организации преступного сообщества (статья 210 УК РФ) с правом на реабилитацию, но оставил всем 209-ю статью («Бандитизм»), что позволило осудить Колесникова по совокупности вмененных статей на 20 лет строгого режима. Кроме того, судом были удовлетворены гражданские иски на общую сумму более 15 миллионов рублей.
Прокуратура просила для Колесникова 23 года строгого режима со штрафом в миллион рублей, а по совокупности для участников группировки — 223,5 лет колонии. Суд наказания смягчил.
Как сообщала объединённая пресс-служба судов, по делу было проведено 113 судебных заседаний. Объем приговора составил 217 листов, он оглашался в общей сложности десять часов в течение двух дней.
209-я («Бандитизм») и 210-я («Создание преступного сообщества») статьи УК считаются особо тяжкими. В Петербурге слушания по ним проходят сразу в Горсуде.
— 209-я и 210-я статья УК РФ фактически дублируют друг друга, — комментирует ситуацию адвокат Дмитрий Герасимов. — Разнятся там лишь сроки: по 209-й до 15 лет лишения свободы, по 210-й до 20 лет. В Комментариях к УК РФ признаком статьи 209 являются: создание преступной группы (не путать с ОПГ, это термин оперативный, а не юридический, ОПГ может быть бандой, может преступным сообществом, а может быть просто организованной группой, что является отягчающим обстоятельством, но не имеет своего выражения в конкретной статье Уголовного кодекса) для совершения противоправных действий. В банде должна быть строгая иерархия, наличие оружия, подчиненность лидерам банды. Те же признаки указаны и в 210-й статье. Дополнительным признаком создания именно преступного сообщества, а не банды, является сращивание преступников с властными органами. То есть в составе банды должен присутствовать представитель власти. Как показывает практика, следствие почему-то постоянно дублирует две эти статьи, видимо, в надежде, что в суде «устоится» хотя бы одна. А так как доказать бандитизм проще, чем создание ОПС, обычно остается именно 209-я.