Истории

Целебная сила клоунов

Как в Петербурге работают помощники врачей с красными носами.

Еще лет 10 назад клоуны в медицинских палатах вызывали больше вопросов, чем радости. Сегодня их ждут и врачи, и пациенты. АНО «ЛенЗдравКлоун» стало одним из первых в России проектов, развивающим именно это направление помощи. Клоуны навещают маленьких и взрослых пациентов, помогая им отвлечься от грустных мыслей. MR7 поговорил с двумя из них — петербургскими клоунами Клушей — Татьяной Мишустиной, которая в профессии с 2015 года, и Шпулей — Екатериной Хлебниковой, приходящей с красным носом к пациентам с 2013 года.

Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

«Лёд недоверия» тает

— Почему «ЛенЗдравКлоун»?

Клуша: Мы работаем и живём в Петербурге, хотя родились в разных городах… но это же не важно! Нас объединил большой красивый город и любовь к общему делу! Наша организация появилась в 2012 году именно в Северной столице — поэтому «Лен», Ленинград, тогда медицинские (поэтому «Мед») клоуны (поэтому «Клоун») только начали дарить хорошее настроение маленьким пациентам детских больниц.

— Кому вы помогаете?

Клуша: Сейчас мы выходим мы не только в больницы, но и посещаем хосписы, также выезжаем на дом к паллиативным ребятам. Мы помогаем тем, кто готов принять в дар чуточку озорства и хорошего настроения, будь то дети, взрослые или пожилые люди.

Шпуля: А еще периодически нас зовут на разные общественные инклюзивные мероприятия, где принимают участие дети с ограниченными возможностями по здоровью.

Татьяна Мишустина — клоун Клуша. Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

Татьяна Мишустина — клоун Клуша. Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

— Как вы попадаете в клиники, как вас принимают врачи?

Клуша: С клиниками знакомимся, договариваемся, официально подписываем договор о сотрудничестве — всё, как полагается. То же самое касается и врачей, медицинского персонала. Обязательно ставим персонал в известность о предстоящих посещениях, стараемся поддерживать искренние и дружные отношения.

Шпуля: Для многих врачей ещё непривычно видеть клоуна в стенах больниц, не все знают о такой вспомогательной профессии, как больничная клоунада. Чувствуется вполне объяснимая настороженность у персонала, и это понятно: в больнице врачи отвечают за состояние ребёнка, за ход его лечения, это высокая ответственность, и главный принцип — не навредить. Поэтому эта настороженность перед непонятной фигурой клоуна нам понятна. Но этот «лёд недоверия» тает, когда мы показываем — сначала на словах, в ходе переговоров о сотрудничестве, а потом и на деле — при выходах в больницу, что наше дело полезно и необходимо. И мы рады готовности врачей доверять нам и сотрудничать.

— Как вас принимают пациенты?

Клуша: Встречают пациенты нас по разному, ведь и ситуации бывают разные! Кому-то не до смеха, после полостной операции на брюшной полости — просто больно смеяться. Мы всё понимаем, бывает вообще не до шуток, поэтому нам важно иногда просто поддержать и даже вместе погрустить — это нормально. Но в основном одно наше появление в дверном проёме больничной палаты у всех вызывает улыбку! Ребята рассказывают все свои больничные и не только новости. Кому ещё? Клоунам, конечно! Ведь все соседи эти новости уже слышали, а клоуны нет! Мы с радостью принимаем хорошие новости, помогаем разделить грусть от плохих. В этом и заключается наша общая сила!

Шпуля: Целебная сила клоуна — дать понять ребёнку или взрослому в больнице, что он не один, что рядом есть хороший друг, с которым можно играть, молчать, плакать и смеяться. Неожиданный чуткий друг с красным сердцем и носом. И это снимает тревожность и страх — главные враги пациента на пути к выздоровлению.

Екатерина Хлебникова — клоун Шпуля. Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

Екатерина Хлебникова — клоун Шпуля. Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

«Лучшее, что могло случиться с мечтой»

— У вас же, наверняка, есть основная работа?

Клуша: Да, сейчас есть и основная работа, но медицинская клоунада это для нас тоже работа и определённая миссия. Я давно в этой профессии и хочу продолжать успевать совмещать её с основной занятостью.

Шпуля: Медицинская клоунада для меня — это реализация детской мечты стать клоуном, которая воплотилась десятилетия спустя. И это лучшее, что могло случиться с этой мечтой. Именно больничная клоунада, не цирковая. Моя основная профессия — редактор научных журналов, а силы и время на больничную клоунады даются сами: находятся, высвобождаются, генерируются из ничего. Потому что когда занимаешься тем, от чего поёт сердце — энергии становится больше. Конечно, бывают усталость и изнеможение после выходов в больницу, это психоэмоционально затратная работа, но смех ребёнка, улыбка мамы, благодарность от взрослого пациента или приветливое общение персонала наполняют мой внутренний источник. Плюс профилактика эмоционального выгорания и личная добыча ресурсов — тут у кого как. Меня наполняют молитва, общение с близкими, танцы, прогулки по городу, музыка, крепкий сон и здоровая еда.

— Любой ли клоун может стать медицинским?

Клуша: Мне кажется, что нет. Это определённая ответственность перед маленькими пациентами, медицинскими работниками, перед партнёром по выходу и, конечно, перед самим собой!

Шпуля: Чтобы стать клоуном и работать в больнице нужно попасть в «Школу медицинских клоунов» — пройти успешно отборочный тур и последующие блоки обучения. Потом стажировку в больнице с опытными коллегами, это всё займёт около полугода. Без профессиональной подготовки человек с красным носом может причинить вред ребёнку, даже без всякого злого умысла, а это недопустимо.

Галерея

Во время клоунского выхода в Детской городской больнице Святой Ольги. Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

«Клоун — единственный, которому ребёнок в больнице может сказать „нет“»

— У вас есть какие-то ограничения?

Клуша: Конечно, ограничения существуют, и прежде всего ограничения по состоянию здоровья клоуна — нельзя идти в больницу даже с малейшими признаками недомогания! Важно следить за своим здоровьем, от этого напрямую зависит здоровье маленьких пациентов. Ествественно, мы как и врачи, проходим плановые медосмотры, ставим прививки! Пока был карантин по ковиду в больнице, мы сидели и скучали дома, но не долго. Придумали дистанционный проект поддержки и вышли к нашим ребятам в онлайн.

— Есть ли темы, на которые не стоит шутить?

Клуша: Каких-то особенных запретных тем нет, основные правила действуют на любом из наших выходов. Клоун вне политики, вне религии, он всегда поддержит и выслушает. Есть некоторые темы, которые не стоит затрагивать при общении с паллиативными больными, такие как смерть и обещание о предстоящих встречах. Но, несомненно, нам есть о чём поболтать всегда!

Студенты региональной «Школы медицинских клоунов». Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

Студенты региональной «Школы медицинских клоунов». Фото предоставлено АНО «ЛенЗдравКлоун»

— Есть кто-то, кто не рад встрече?

Шпуля: Встречают по-разному. Кто-то сразу готов общаться и играть, кто-то стесняется, кто-то вообще может сказать «Нет» и для клоуна отказ — это закон. Но отказы случаются не часто, как правило мы сразу вызываем интерес и улыбку. А значит, игре — быть. Хотя всё зависит от состояния ребёнка и его настроя. Необязательно шутить и смеяться, иногда можно просто помолчать или погрустить вдвоём, разделив боль. Клоун в больнице умножает радость и разделяет боль. Такая клоунская арифметика

Клуша: Да, такие ситуации бывают часто, когда ребёнок стесняется, замкнут или не в настроении. Всё только по добровольному согласию. Самые душевные и положительные выходы происходят по взаимному интересу, совместной игре и желанию творить вместе. Клоун — единственный человек, которому ребёнок в больнице может сказать «нет» и это очень важно! Мы не обижаемся, если нас не готовы видеть или не хотят общаться — уходим, но как-нибудь обязательно вернёмся и снова предложим поиграть!

справка

Автономная некоммерческая организация «ЛенЗдравКлоун» — уникальный проект, который существует с 2012 года и обучает мастерству медицинской клоунады, интегрируя специалистов в систему здравоохранения России. Развивает свою деятельность в шести городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростова-на-Дону, Аксай, Краснодар, Сочи. Организация дважды становилась победителем конкурсов Фонда Президентских Грантов. Медицинские клоуны работают в детских и взрослых больницах, хосписах, пунктах временного размещения беженцев. Вы можете поддержать их деятельность.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print