Новости

«Разошлись на каникулы и узнали, что школы нет»

Математическую школу Адмиралтейского района закрыли из-за предполагаемых нарушений.

В Петербурге школы расторгают договоры с Лабораторией непрерывного математического образования (ЛНМО) — тоже школой, работавшей на базе других образовательных учреждений Адмиралтейского района. Родители не хотят отдавать детей в учебные заведения по прописке и говорят, что распоряжение о закрытии в середине каникул «пришло сверху».

600 детей — и все без школы

Лаборатория непрерывного математического образования — это школа, которая работала по системе государственно-частного партнерства. Она базировалась в государственных учебных заведениях. Обязательные предметы ученики проходили в обычных классах. Родители доплачивали за дополнительные уроки по углублённой программе.

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

Такая система устраивала всех на протяжении одиннадцати лет. Однако в этом году после окончания экзаменов руководство государственных школ заявило о расторжении договоров с ЛНМО.

У ЛНМО было пять площадок: математическая в школе № 564, площадка БиоТоп в школе № 225, академические (5−6-е) классы, гуманитарная площадка в ГБОУ Гимназия № 278 имени Б.Б. Голицына, академическая площадка 5−6-х классов в школе № 256 и площадка «Школа инженерного мышления» в школе № 241.

Справка

ЛНМО была создана коллективом математиков в 1992 году как система научных семинаров и спецкурсов, а затем получила статус экспериментальной образовательной площадки. Первые ученики окончили ЛНМО в 1994 году. В 2011 году коллектив преподавателей и родителей решил, что школе лучше переехать в Адмиралтейский район, где физико-математические классы ЛНМО стали профильными классами на базе общеобразовательных школ.

В последней, 241-й школе учился сын петербурженки Александры Николаевой. В этом году он окончил шестой класс.

— Государственно-частное партнерство было выгодно всем. В ЛНМО приходили работать настоящие профессионалы, при этом числились они в 241-й. То же самое и с детьми. Ученики ЛНМО получали золотые медали и выигрывали олимпиады, но формально заслуги приписывались государственной школе, — объясняет Александра.

По ее словам, сами по себе преподаватели такого уровня не пошли бы работать в 241-ю. В то же время для руководства ЛНМО было принципиально не становиться только частной школой.

— Это была их позиция. Частное преподавание сразу сократит количество талантливых учеников. Не у всех одаренных детей богатые родители, — поясняет Александра.

Как рассказывают учителя ЛНМО, учеба стоила около 10 тысяч в месяц, однако детям из многодетных семей делались скидки.

Многие семьи обеспокоены именно тем, что расторжение договора произошло в середине лета, когда, как они считают, уже нет времени искать новую хорошую школу, да и места все заняты. Родителям придется отдавать детей в школы по прописке, но делать этого они не хотят, а «ездить на другой конец города, в школы Адмиралтейского района, где уже нет ЛНМО» для них бессмысленно.

«И сейчас, в разгар лета, чиновники администрации Адмиралтейского района решили уничтожить нашу школу, расторгнув договор, таким образом оставив моего ребёнка и ещё 599 талантливых детей школы, где дети занимаются наукой, где создают и выпускают учёных биологов, инженеров!» — пишет в Facebook (Социальная сеть принадлежит компании Meta, чья деятельность запрещена на территории РФ) еще одна мама, Анастасия Каримулина.

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

Нелегальное образование

Как сообщает telegram-канал Ротонда, вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, курирующая в городе сферу образования, заявила, что ЛНМО ведёт занятия в основное учебное время, а не в дополнительное. По мнению чиновников, это означает, что она должна стать самостоятельной частной школой.

«Руководители проекта на это идти не хотят: чтобы открыть школу, нужно вложить инвестиции и нанять педагогов по всем профилям, а не только математике и ещё нескольким дисциплинам, которым они сейчас обучают детей. Им гораздо проще прийти в государственную школу. Причём вести там не дополнительные занятия, а брать на себя часть учебного процесса. Только такой формат законом не предусмотрен», — подчеркнула Потехина.

Юристы ЛНМО в ответ заявили, что организация работает легально на основании части 4 статьи 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Подобная модель эффективна и выгодна прежде всего государству. Никакой коммерческой составляющей, дающей выгоду именно руководителям ЛНМО, эта модель не несет. Это в чистом виде некоммерческий проект, направленный на воспитание ученых и инженеров», — сообщается в группе ЛНМО в соцсети «ВКонтакте».

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

Родительский комитет, пытаясь разобраться в ситуации, провел собрание, на котором был директор школы № 225 — биологической. Но и тогда родители не смогли понять истинную причину закрытия.

— Руководители ЛНМО считают, что есть заказ сверху. То есть решение приняла администрация Адмиралтейского района, — говорит Александра. — Родители не планируют оставаться в школах просто так. Мы сейчас забираем документы.

Мнение Александры поддерживается многочисленными комментариями в группе ЛМНО в соцсети «ВКонтакте». «Любимая школа моей дочери! Уникальная! Она так важна для будущего нашего города и страны!», «До сих пор не могу поверить, что такое возможно. Читаю и плачу. Для своих детей я не вижу другой школы. Будем бороться!» — пишут люди в комментариях.

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

За ЛНМО вступилась вице-спикер Законодательного собрания Марина Шишкина.

— Я получила письмо от родителей и педагогов с просьбой помочь ЛНМО. И сегодня направила обращение вице-губернатору Петербурга Ирине Петровне Потехиной, попросив ее разобраться, что там такое происходит. Сама я в ситуацию еще не успела погрузиться, но со стороны считаю, что закрывать школу нельзя, — сообщила Марина Шишкина MR7. — Письмо мое ушло несколько дней назад, но ответа, где говорится о нарушениях, я пока не видела.

Другое мнение

В то же время в одной из школ, расторгнувших договор, в неофициальном разговоре пояснили, что, по их мнению, в ЛНМО проблемы с документацией, в частности, неправильно заключены договоры. И это основная причина закрытия.

При этом ЛНМО, как говорит другая сторона конфликта, вообще хочет, чтобы договор аренды стал бессрочным, однако это технически невозможно. Внутри государственной школы невозможно часть помещения передать другому лицу. Тем более что директор не распоряжается школой по собственному усмотрению. ЛНМО это якобы не понравилось. И кстати, в районе есть большое количество кружков и бесплатных, качественных курсов — настаивает другая сторона конфликта.

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

ЛНМО ранее уже жаловался в семь комитетов Смольного на происходящее. В итоге комитет по образованию инициировал проверку, три дня центр мониторинга провел в школе и за это время поднял всю документацию. Тогда же подтвердились нарушения ЛНМО.

Теперь ЛНМО хочется остаться в школах, но, поскольку нарушения уже доказаны, сохранить свое положение у Лаборатории, видимо, не получится.

Это же мнение подтверждается словами вице-губернатора Ирины Потехиной, которая сообщила «ДП», что по крайней мере в одной из школ «Лаборатория непрерывного математического образования» занимала площадь, которая в несколько раз превосходила указанный в договоре аренды метраж. При этом на вопрос о готовности города возобновить сотрудничество с «Лабораторией непрерывного математического образования» вице-губернатор заявила, что город его и не прекращал. Однако это сотрудничество должно лежать в правовом поле — и в четком соответствии с законом «Об образовании».

При этом в школах Лаборатории были предложены другие форматы сотрудничества — создание внеурочных, бесплатных кружков, чтобы родители не платили деньги организации, но ЛНМО не согласилась.

Фото: Скрин фотографии "ВКонтакте" ЛНМО

К тому же дети, которые учились в ЛНМО, официально числились в тех школах, где организация базировалась, то есть сейчас учеников никто не выгоняет. Им есть где продолжить получать знания, уходить или нет — этот выбор остается за родителями.

«Комитет по образованию с ЛНМО встречался и предлагал им разные варианты выхода из сложившейся ситуации. Если они намерены работать не в дополнительном образовании, а в общем, нужно получить соответствующую лицензию. Город при этом готов помочь с помещениями под частную школу по льготной цене. У нас есть также практика предоставления субсидий частным образовательным организациям», — заявила Потехина.

Она отметила, что тут замешаны экономические мотивы ЛНМО. Баланс школы исчисляется несколькими десятками миллионов рублей в год, если открывать отдельное учебное заведение, все деньги уйдут на его содержание.

«При этом государственные школы в нашем городе не имеют никаких ограничений при сотрудничестве с коммерческим образованием при организации кружков и секций. И многие активно привлекают их для этого. Но только у ЛНМО почему-то возникают проблемы», — говорит Потехина.

MR7 направил официальный запрос в администрацию района, но она пока не ответила. Директор ЛНМО Мария Чистякова также не взяла трубку.