«Эта страна остаётся моей страной. Сейчас она больна»
Суд отправил в СИЗО до 11 сентября седьмого петербургского обвиняемого в «фейках об армии».
Судья Выборгского районного суда Сюзанна Шевчук рассматривала ходатайство следователя об избрании меры пресечения документалисту и гражданскому активисту Всеволоду Королёву — седьмому в Петербурге обвиняемому по статье 207.3, «фейки об армии». Несмотря на то что у Севы в собственности квартира, в Петербурге у него живёт пожилой отец, сам он здесь родился и вырос, Королёва отправили под стражу на два месяца.
Большая группа поддержки и запутавшийся пристав
Время заседания по мере пресечения для задержанного накануне Всеволода Королёва стало известно довольно поздно, тем не менее поддержать Севу пришли около 30 человек, не считая адвоката и журналистов. Среди слушателей были и люди из «братства отдела» — те, кого задерживали вместе с Севой на весенних протестных акциях в Петербурге. О том, как девушки и ребята сдружились в полиции, MR7 рассказала активистка Ануш Панина. Сегодня в суде она уже с клоунским носом — с таким она ходит на суды и к другим обвиняемым по «политическим статьям». Её примеру последовали ещё несколько человек — «команда грустных клоунов разрастается».
Ануш также принесла цветные карандаши и бумагу, чтобы можно было нарисовать Севе открытки прямо в суде. Через 10 дней — 24 июля — ему исполняется 35 лет.
— А вы кто? — без приветствий и лишних прелюдий налетает на собравшихся помощник судьи.
— Слушатели, — отвечают присутствующие.
— Друзья? Родственники? Кто вы? — кривится девушка.
— Мы просто гражданские слушатели.
Не получив ответа, который бы её устроил, девушка скрывается за дверью зала № 543. Через некоторое время пристав, ссылаясь на распоряжение председателя суда, запрещает журналистам снимать в коридоре (для этого не нужны специальные разрешения, согласно закону о СМИ. — Ред.). Запрет, правда, длится около получаса: пока собравшиеся и правозащитник Динар Идрисов не начинают интересоваться природой ограничения. После звонка кому-то пристав сообщает, что напутал: «Это в зале снимать нельзя».
Группа поддержки в ожидании начала заседания.
Обыск в шесть утра и штраф в 500 рублей
Всеволода увезли на допрос в Выборгский СК вчера днём, до этого в шесть утра к нему в квартиру пришли с обыском. Причина предположительно в посте Севы с рассказами людей о событиях в Буче, Донецке и Бородянке. Кроме того, он автор фильмов о двух петербургских фигурантках по ст. 207.3 — художнице Саше Скочиленко и журналистке Марии Пономаренко. О других обвиняемых по этой статье Королёв писал в своих соцсетях.
— Я не знаю, сколько это длилось… Но происходило это с оглушительными криками: «Полиция», — рассказывает друзьям у зала девушка Севы Лида, они были вместе, когда всё случилось. — Я сижу, замерла. Как будто думаю, что они уйдут, подумав, что никого нет дома. Всего их было человек десять. Помню одного — в бронежилете, молодых понятых. Один из тех, кто обыскивал, на мои замечания, что Сева прочитал больше книг, чем все они, вместе взятые, сказал мне: «Человечность измеряется не количеством прочитанных книг». В это время он читал мои переписки в Telegram.
Лида рассказала корреспонденту MR7, что пришедшие вели себя оскорбительно: обсуждали внешность её и Севы, называли их наркоманами, обвиняли в алкоголизме, оценивали чистоту в квартире. Когда Лида не смогла сдержаться и ответила, ей вменили мат в (!) общественном месте, указав в протоколе адрес дома, но забыв упомянуть, что дело происходило в квартире. Итог — штраф в 500 рублей (его будет обжаловать адвокат Сергей Подольский) и около 15 часов в «обезьяннике». Лиду тоже забрали в отдел полиции и продержали там, по её словам, не давая воды, но позволяя пить из-под крана в туалете.
Сейчас Лида свидетелем по делу не проходит, даже по личным характеристикам — это значит, что формального повода отказать ей в свиданиях со Всеволодом нет.
Кроме неё, в Петербурге у Севы живёт пожилой отец. Его на сегодняшнем процессе не было, но адвокат Мария Зырянова говорит, что мужчина «держится молодцом».
Адвокат Севы Мария Зырянова и его девушка Лида
«Здоровая атмосфера равенства перед законом»
В 14:42 дело Севы зарегистрировали в Выборгском районном суде. За час до этого суд закрывали на полчаса из-за угрозы минирования, но ничего опасного в здании не нашли. Заседание началось в 17:30. За три часа количество поддерживающих Севу не уменьшилось. Он махал каждому, кто входил в зал.
Фото и видеосъёмка, по мнению прокурора (его фамилию судья произносит неразборчиво), могла привести к нарушению прав подсудимого. Суд её запретил. Пока судья Шевчук зачитывала, в чём его обвиняют, Всеволод улыбался, периодически качая головой.
Гособвинение полагает, что Всеволод может скрыться от правосудия или уничтожить доказательства. О каких именно доказательствах идёт речь, неясно. Ведь «преступление» и так квалифицировано как длящееся. Удаление записи никак не повлияет на следствие. Отягчающее обстоятельство — «Королёв не раз привлекался к административной ответственности» (MR7 также рассказывал, что Всеволода не раз задерживали на пацифистских акциях весной этого года).
«То, что Королёву предъявлено обвинение в совершении преступления в условиях сложной международной политической ситуации, осложнённой влиянием антироссийской позиции, свидетельствует о его (Королёва) особом цинизме», — говорится в ходатайстве следователя.
Из документов, которые зачитывал суд, следует, что 19 апреля органы обнаружили «противоправную запись» на его странице в соцсети, 11 июля возбудили уголовное дело; в ходе обыска изъяли не только электронику, но блокноты и плакаты с известной фразой, которую нельзя печатать в СМИ.
Адвокат Мария Зырянова в ответ на доводы следователя приводила аргументы, что Всеволод не опасен для общества. Он окончил вуз с красным дипломом, работает и занимается волонтёрством в социальной сфере, не отрицает авторства постов, но не согласен с квалификацией своих действий.
Адвокат также заметила, что в ходатайстве прокурора преступление по ст. 207.3 УК РФ названо особо тяжким, ведь наказание за него существенно превышает три года заключения под стражу, а значит, обвиняемого необходимо держать в СИЗО. Однако Мария Зырянова обратила внимание прокурора и суда, что по этой статье могут назначить не только срок, но и штраф, пусть и многомиллионный.
Кроме того, адвокат сообщила, что у Всеволода удалены щитовидная железа и межпозвоночная грыжа, поэтому необходимы постоянное наблюдение квалифицированного специалиста, сложные медицинские анализы, которые невозможно провести в больницах ФСИН. За Королёва также успели собрать несколько личных поручительств.
У Всеволода есть в долевой собственности с братом, который сейчас живёт в Москве, четырёхкомнатная квартира в Петербурге. То есть он может в одиночестве отбывать домашний арест.
— Мне кажется, что знать правду важно всегда, — заявил суду Всеволод Королёв. — Может быть, мы когда-нибудь научимся не лезть в чужие дела, когда нас об этом не просят. У меня были мысли об отъезде, но я разделяю страну и государство. Эта страна остаётся моей страной. Сейчас она больна, ей тяжело, но всё рано или поздно наладится.
Пока судья принимала решение, Лида перед залом организовала вокруг себя группу из тех, кто будет собирать передачу в ИВС на Захарьевской. Быстро нашлись те, кто готов скинуться.
— Нужны фисташки, если шоколад, то Ritter Sport, кофе растворимый, — диктует список Лида. Закончить не успевает, все заходят в зал.
Судья Сюзанна Шевчук после получасового заседания принимала решение 30 минут. Севу отправят в СИЗО минимум до 11 сентября. Адвокат Мария Зырянова будет обжаловать решение в Городском суде.