Вике Петровой продлили меру пресечения: она останется в СИЗО до 30 июля
На сей раз ей не удалось выступить в суде с пацифисткой речью.
Судья Калининского районного суда Геннадий Пилехин не изменил обвиняемой по статье о «фейках» про армию 28-летней Виктории Петровой меру пресечения. Хотя нашлись петербуржцы, которые готовы предоставить Вике квартиру на время следствия и даже внести залог в миллион рублей. Пилехин решил оставить Вику в СИЗО до 30 июля.
Нежданный ажиотаж
На входе в Калининский районный суд в середине дня 29 июня собралась очередь человек в 10. У многих в руках личные поручительства. Каждый, подходя к приставу, называет 110-й зал. Там сегодня продлевали меру пресечения Виктории Петровой. У самого зала — ещё человек 40. Уже почти два месяца 28-летняя петербурженка, менеджер в небольшой фирме, находится в СИЗО.
Ранним утром 6 мая к Виктории Петровой пришли с обыском, 7 мая Калининский районный суд отправил её в СИЗО до 30 июня. Петербурженку обвиняют по п."д" ч.2 ст. 207.3 УК РФ — распространение «фейков об армии» по мотивам вражды или ненависти.
Виктория выступила за мир в своих социальных сетях и поделилась видео журналистов Дмитрия Гордона, Александра Невзорова* и политика Максима Каца. Пост, за который судят Петрову, после возбуждения дела видели только обвинители — адвокату предоставили лишь скриншот плохого качества. Сама запись исчезла со страницы Вики: как говорит защита, её удалила администрация «ВКонтакте».
За этот пост Вике может грозить до 10 лет тюрьмы.
Две недели назад (8 июня) на заседании по апелляции на меру пресечения в Горсуде Вика Петрова выступила с 7-минутной пацифистской речью, где осудила «специальную военную операцию» и заявила, что не считает «недостоверными» те сведения, которыми она поделилась в соцсетях. Девушка подчеркнула, что «помимо статистики Минобороны, существуют ещё независимые СМИ, официальные данные органов других стран, экспертные оценки, а также свидетельства очевидцев боевых действий».
В отличие от нескольких процессов, где избирают и продлевают меру пресечения обвиняемым по той же статье, на заседания к Вике Петровой судья допускают слушателей. Подсудимая, как говорит о ней адвокат Анастасия Пилипенко, «не активистка, не журналистка, не голос поколения».
29 июня на суд пришло около 60 человек. В зал попала половина. В Калининском районном суде ажиотаж вокруг дела стал неожиданностью.
Только половина из пришедших на суд смогла пройти в зал, где проходило заседание.
Адвокат Вики Анастасия Пилипенко и на апелляции в Горсуде, и сегодня на слушаниях по продлению меры пресечения просила заменить СИЗО хотя бы на домашний арест. Один из основных аргументов — у родных Вики есть в собственности квартира, где она может жить во время следствия, а значит, её совсем не обязательно держать под стражей.
Скорая помощь от медсестры Анны
Накануне сегодняшнего заседания этот весомый аргумент едва «не пропал», буквально накануне выяснилось, что дядя Вики уехал из Петербурга и не успел оставить нотариальное согласие на проживание петербурженки в его квартире. Днём 28 июня в telegram-канале, где собралось уже больше тысячи сочувствующих Вике, начали поиск другого варианта. Человек, который согласился выступить в суде и предоставить свою квартиру как место, где Вика может ждать разбирательств по её делу, нашёлся. Это петербурженка Анна.
Аня несколько лет участвует в протестах. Она училась на педиатра, но девушку отчислили из-за задержания у Гостиного двора. Тогда Аня, по её словам, не участвовала в пацифистской акции, успела сделать только два шага от метро.
— Квартира мне досталась по договору дарения. Как многие, я застряла на этапе ремонта: магазины-то закрылись. Но там есть условия и необходимая мебель. Мне нравится стиль рококо, а он очень дорогой. Вот сейчас пашу — зарабатываю деньги на ремонт, — смеётся Аня.
Сейчас она работает медсестрой. С работы её уже пытались уволить, не дала заведующая, пообещала «со всем разобраться».
— Я увидела пост, что нужна помощь, уже после смены ночью. И решила помочь. Это у нас пока не запрещено и за это не сажают, — говорит Аня.
Она уже подготовила договор найма. Месячная плата за квартиру будет 100 рублей.
Адвокат Вики Анастасия Пилипенко
Дело на миллион
Заседание начали почти вовремя. Присутствовал не только помощник прокурора, фамилию которого судья произносит нечётко, но и следователь Демидов.
Первым делом адвокат Анастасия Пилипенко просила приобщить к делу 108 ходатайств об избрании более мягкой меры пресечения и личные поручительства. Среди них есть бумаги от московских муниципальных депутатов.
Следователь Демидов тут же ходатайствовал, чтобы Вику продолжали держать в СИЗО: «ведь невозможно окончить предварительное следствие».
2 июня пост Вики от 23 марта, за который ей может грозить до 10 лет тюрьмы, передали на лингвистическую экспертизу. Исследование записи в несколько абзацев до сих пор не окончено.
Демидов отметил, что «дело сложное» и нужно «большое количество следственных действий», а «Петрова совершила тяжкое преступление с использованием телекоммуникационных технологий». По логике обвинителей, Вика «может продолжить преступную деятельность». Доводы следователя поддержал и помощник прокурора.
Адвокат Анастасия Пилипенко на сегодняшнем заседании задала подзащитной несколько вопросов. Выяснилось, что в ходатайстве гособвинителей масса ошибок. Во-первых, Вика трудоустроена, а следователь пишет, что она не имеет постоянного дохода. Во-вторых, Вика нанимает квартиру по договору и у неё есть родственники с постоянной регистрацией. Следствие же пишет, что у Петровой нет постоянного места жительства.
Вика Петрова "в клетке" во время слушаний по мере пресечения.
Кроме того, в зале присутствовал возможный «залогодатель» — человек, который готов внести за Вику залог в один миллион рублей. Эти деньги пошли бы в «доход государству». Игорь Пшеничный — кандидат в «залогодатели» — уверен, что Петрова не будет нарушать правила, если ей изберут более мягкую меру пресечения. А именно: адвокат Пилипенко на сегодняшнем заседании просила уже не домашний арест, а запрет определённых действий: пользование интернетом и выход из дома в ночные часы.
Высшая школа менеджмента СПбГУ также неожиданно дала Вике положительную характеристику, несмотря на официальную позицию университета по поводу «специальной военной операции», которая расходится с мнением Вики. Документ подписан первым заместителем института Юрием Федотовым и руководителем отдела по работе с выпускниками Ксенией Колесниковой.
Как позже объяснила преподаватель Высшей школы менеджмента корреспонденту MR7, далеко не все преподаватели — «прогосударственники» и поддерживают происходящее. Они даже подписывали студенческую пацифистскую петицию.
— Нам намекают, что таким в университете не место. Но я пока работаю, потому что мне важно быть со студентами. Если понадобится, уйду, — говорит Лилия (имя преподавателя изменено — ред.).
Перед тем, как суд должен был удалиться на совещание, Вика хотела выступить, но как только она начала, судья Пилехин прервал её, поскольку считает: то, что она говорит, не относится к делу.
После краткой консультации с адвокатом Вика все же попыталась продолжить. Судья сделал ей замечание и пригрозил привлечением к ответственности и даже удалением из зала — как самой суровой мерой. Вика лишь просила избрать ей иную меру пресечения и обещает оставить речь на потом.
Решение судья принимал долго — почти полтора часа. В итоге Вика пробудет в СИЗО ещё до 30 июля. Адвокат Пилипенко будет обжаловать постановление.
*Признан Минюстом РФ иностранным агентам