И как попали под пол дореволюционные афиши, пачки папирос и проездной из 1993 года.
В Театральной библиотеке на улице Зодчего Росси с 1 мая идет ремонт в читальном зале. При вскрытии полов обнаружились артефакты из далекого прошлого. Один из них — доверенность самой популярной предреволюционной артистки Петербурга Екатерины Рощиной-Инсаровой на получение её зарплаты.
Самая любимая актриса
«Доверяю получить причитающееся мне жалованье за апрель месяц 1914 г. Варваре Ильиничне Дмитриевой. Екатерина Рощина-Инсарова», — гласит записка, обнаружившаяся спустя 108 лет под полом Театральной библиотеки. Возможно, в начале XX века в этом помещении была одна из комнат Дирекции императорских театров и какой-то неаккуратный клерк обронил записку, а та каким-то удивительным образом оказалась под дощатым полом.
Сумму, кстати, Варвара Ильинична должна была получить на руки не малую.
— В то время Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова была актрисой Александринского театра. Она попала в него, когда ей было уже около 30 лет. Но она была очень любима публикой и получала немыслимые деньги — 18 оклад и 3 тысячи аванс, то есть 21 тысячу рублей в год. Для сравнения: мэтр Юрий Юрьев получал 12 тысяч, а актер Роман Аполлонский — 4 тысячи, — рассказывает заведующая отделом культурной деятельности библиотеки Юлия Прохорова.
При таких гонорарах Рощину-Инсарову вряд ли любили коллеги в Александринке. Даже директор императорских театров Владимир Теляковский в своих мемуарах отзывался о ней максимально нелестно, называя то прачкой, то кухаркой. Но он же признавал, что Екатерина Николаевна имеет большой успех, привлекает зрителей в театр, что поднимает кассовые сборы, а потому приходится платить ей 21 тысячу в год.
Сама актриса к зависти партнеров по сцене относилась философски спокойно, но, видимо, лишний раз появляться в театре не хотела — вот и послала некую Варвару Ильиничну за своей зарплатой.
— До конторы Варвара дошла, записку принесла и, скорее всего, деньги забрала, а листочек потом затерялся, — рассуждает Юлия Прохорова.
«Мы тепереча все равны»
Эта находка — еще один повод вспомнить актрису Екатерину Рощину-Инсарову. Она была дочерью знаменитого актера конца XIX века Николая Рощина-Инсарова. Однако вместе выходить на подмостки им не довелось (если только в каких-то домашних постановках).
Отец блистал в спектаклях русского классического репертуара: Чацкий в «Горе от ума», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Кречинский в «Свадьбе Кречинского». Имел славу пронзительного драматического артиста в амплуа героя-любовника. Но, кажется, то же амплуа было присуще ему и в жизни. По крайней мере, в 1899 году киевский живописец приревновал свою жену, также известную актрису, к столичному актёру и застрелил его.
Фото: Журнал "Театр и искусство"
Статья о выступлении Рощиной-Инсаровой в театре "Озерки" в августе 1904 года.
Его дочь, 16-летняя Катя, была вынуждена приехать в Киев на похороны отца. В городе она познакомилась с Николаем Синельниковым, имевшим репутацию первооткрывателя молодых талантов. С 1897 года Екатерина уже участвовала в театральных постановках, а в 1899-м по приглашению Синельникова стала актрисой его киевской труппы. Она очень быстро росла — провинциальные театры сменились на московские, в 1905—1909 гг. она успешно выступала в Петербурге на сцене Театра Литературно-художественного общества, а с 1913 по 1917 год — в Александринском.
Наиболее примечательные её роли: Катерина в «Грозе» Островского), Элиза в «Пигмалионе», Маргарита Готье в «Даме с камелиями». Она играла Нину в последнем спектакле империи «Маскарад». Рощину-Инсарову очень ценил Всеволод Мейерхольд за то, что она могла не просто изображать на сцене то, что ей говорит режиссер, а привносить в образ что-то от себя. Спектакль Александринского театра «Гроза», выпущенный 9 января 1916 года с Екатериной Николаевной в главной роли, вызвал такой восторг у публики, что многолетний оппонент Мейерхольда Бенуа, по его собственному признанию, в течение девяти (!) месяцев не мог достать билета на эту постановку.
Екатерина Рощина-Инсарова была довольно миниатюрной, хрупкой, но при этом с железным характером, её называли воплощением «женщины модерна».
Революцию актриса не приняла. Осталось несколько воспоминаний о ней в последние годы жизни в Петрограде.
— Однажды через какую-то бывшую политзаключенную Екатерину Николаевну пригласил на встречу нарком просвещения Луначарский. На что актриса заявила: «Передайте этой великолепнейшей свинье, что я, может быть, когда-нибудь приду к нему за продовольственной карточкой, но разговаривать с ним о театре я не пойду», — рассказывает Юлия Прохорова.
Другая история произошла во время спектакля «Гроза». Екатерина Николаевна в очередной раз отыгрывала страдания главной героини, как вдруг заметила, что один из рабочих сцены привел свою подружку, они стояли, смотрели спектакль и щелкали семечки. В антракте актриса высказала им всё, что думает. Рабочий потребовал не орать на него, так так «мы тепереча все равны».
«Если все равны, то ты тогда во втором акте выходи и играй вместо меня», — заявила ему артистка.
Не позднее 1919 года она уехала из страны. Жила и работала в театре сначала в Париже, затем попыталась создать в Риге свой театр. Свои дни Екатерина Рощина-Инсарова закончила в «Русском доме» под Парижем — заведении для одиноких русских эмигрантов.
Время от времени наведывалась в Париж, кормить голубей. Она их терпеть не могла, но в годы правления де Голля из соображений санитарии и «эстетики» запретили кормить голубей в центре Парижа, для этого были отведены только специальные места. Екатерина Николаевна приходила кормить птиц именно туда, где это запрещалось делать. Приезжала, начинала кормить, вступала в перепалку с полицейским, выходила из нее победительницей и уезжала обратно в «Русский дом».
Она скончалась в 1970 году и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
О чем расскажут папиросные пачки
Кроме её записки под полом Театральной библиотеки, нашлось еще несколько артефактов. Проездной 1993 года — не слишком уникальная, но все же занятная находка. Кроме того, там же обнаружились театральные афиши весны 1914 года. Из одной из них кто-то что-то вырезал.
Также под полом больше века пролежали пачки от папирос фабрик «Саатчи и Мангуби» и «Асмолов и Ко». Обе компании носили титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества», что означало высокое качество их продукции. «Саатчи и Мангуби» курил Федор Михайлович Достоевский. А папиросы Асмоловской фабрики предпочитали Николай II и великие князья.
Фото: Олег Золото / MR7
Интересно, что имя Василия Ивановича Асмолова — основателя фабрики — увековечил сам Владимир Ленин. Именно на примере этого человека вождь революции рассказывал о зарождении российского капитализма в своей работе «Развитие капитализма в России». Он написал: «…Асмолов был погонщиком лошадей у коробейников. Потом мелким торговцем, владельцем маленькой мастерской табачных изделий — затем фабрики с многомиллионными оборотами».
В 1881 году Василий Иванович внезапно умер в Петербурге, траурный поезд в Ростов-на-Дону сопровождали министр финансов и заместитель министра. Хоронили его с почестями как человека, который «из ничего создал целую отрасль промышленности». Его табачный завод действительно стал толчком для развития региона, где стали выращивать табак.
После смерти Василия Ивановича дело перешло в руки его брата Владимира. Он также был успешным промышленником, а еще меценатом и благотворителем. В родном Ростове-на-Дону он построил театр на 1100 мест. Примечательно как он добился разрешения на это. В те годы правом на создание театра в городе обладали другие люди, и они всячески сопротивлялись появлению еще одного подобного заведения-конкурента. Василий Асмолов тогда подал прошение о создании концертного зала. Тут препятствий не было. И он построил этот зал, который, кончено, и по виду, и по сути был театром. После революции он стал имени Луначарского. И, как шутят местные жители, не вынес этого и сгорел в 1920-м.
После революции Владимир Асмолов эмигрировал и в Париже работал кочегаром, чтобы выжить.
Библиотечный клад
Примечательно, что, кроме билетика 1993 года, все находки относятся к весне 1914 года. Пока неизвестно, что же тогда случилось, что все эти вещи оказались под полом. В библиотеке сомневаются, что в то время там могли вести ремонт — все-таки уже шла Первая мировая и было не до ремонтов.
В советские годы помещения не раз ремонтировались. Последний раз полы вскрывались в 1980-е. Но тогда в помещения не было доступа ни у читателей библиотеки, ни у её сотрудников. И что тогда видели рабочие под полом, уже не узнать. Возможно, уже тогда они наткнулись на афиши, папиросные пачки, записку, но не придали им значения и снова «спрятали» под полом.
За более чем столетие «хранения» под досками бумажные артефакты, судя по всему, не раз страдали от того, что на них проливали воду и, видимо, какие-то другие жидкости. Все они имеют розоватый оттенок.
Всё найденное, конечно, не клад с драгоценностями, но для историков и сотрудников театральной библиотеки и эти вещи имеют большое значение и ценность.