Истории

«Без заборов безопаснее»: выходит новый фильм Александра Ханта о подростковом протесте

«Без заборов безопаснее»: выходит новый фильм Александра Ханта о подростковом протесте
Фото: Кадр из трейлера "Межсезонье"

Картину «Межсезонье» можно посмотреть в кино с 23 июня.

В прокат выходит «Межсезонье» Александра Ханта, режиссера, снявшего «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Кинотеатры будут показывать новый фильм с 23 июня. Рассказываем, почему это важное и актуальное кино.

«Межсезонье» — это фильм-бегство. Их двое: девушка Саша и парень Даня. Они подростки, живущие в Екатеринбурге. Сашин отчим полицейский, у Дани вовсе нет отца, а гиперопека мамы мешает ему жить. Саша и Даня, не принимая правила взрослого мира, решают совершить революцию: от побега из дома и воровства на рынке они доходят до угона автомобиля отчима, в багажнике которого лежат полицейские вещдоки — оружие и деньги.

Бессмысленный и беспощадный (подростковый) бунт оказывается попыткой детей не жить в мире насилия, который выстраивают вокруг них родители, учителя и случайные прохожие.

Герои ищут выход, пробуют жить по-другому, но при этом не понимают как — искать свой путь приходится на ощупь, с закрытыми глазами. Но из-за того, что всё, что они видели в своей жизни, — это панельки, заборы, перерытые дороги и «Продукты 24», они не знают, как вырваться из этого замкнутого круга. Поэтому их протест становится агрессивным, поэтому они не могут свернуть с начатого пути и поэтому слова ненависти чередуются у них со словами любви. Герои перекрикиваются, обзывая друг друга то «сукой», то «защеканкой», а потом Саша признается в любви Дане, когда они разрисовывают баллончиками с краской футбольное поле.

Снимок экрана 2022-06-20 в 13.40.24.png

Фото: Кадр из трейлера "Межсезонье"
Даня и Саша убегают от продавцов на рынке

Действие происходит в Екатеринбурге, и это тоже своего рода метафора — вокруг главных героев, куда ни посмотри, бесконечная Россия, из которой им не выбраться.

Эту самую «Россию» Александр Хант несколько гиперболизирует, сводит к карикатуре. Отчим носит кожанку и ездит на Range Rover, а на телефоне у него играет «Родина» ДДТ. Все эти детали создают определенные клише, но если вы любите хтонические истории про русскую глубинку, то посмотрите этот сюжет еще раз. Все эти заезженные образы — необходимость для передачи окружающей героев реальности, способ рассказывать о России вот так, а не иначе. Наверное, пока не изменится Россия, не изменятся и фильмы о ней.

В то же время операторская работа и очень яркий, насыщенный цветами визуальный ряд создает приятную глазу картинку, делая кино похожим на фильмы Уэса Андерсона. В каком-то смысле «Межсезонье» — это такое «Королевство полной луны», только куда более мрачное, без классической лавстори и беззаботности. Насилие взрослых оборачивается насилием детей. И в какой-то момент перестаешь понимать: Саша и Даня — хорошие они или плохие?

Кому-то покажется, что все происходящее на экране — это романтизация протеста. Однако это не так. Хэппи энда не случается. Режиссер не обманывает зрителя. Но и не предает своих героев. Видно, как он их на самом деле любит, как сопереживает им, как хочет, чтобы они остановились, свернули с намеченной колеи сюжета. Раз за разом он дает им эту возможность, но Саша и Даня не хотят останавливаться. Однако режиссер и не осуждает их. Александр Хант не говорит «хватит протестовать», наоборот, переходный возраст, по мнению режиссера, — это критический поиск себя, противопоставление своего «я» остальному миру.

— Это история про то, чем это (бунт — ред.) может закончиться. Я не думаю, что это стоит воспринимать как призыв к действию. Наоборот, если между детьми и взрослыми будет возникать диалог, если в первую очередь сами родители будут доверяться своим детям, рассказывать, что с ними происходит, то это сможет разрешить их общие проблемы, — говорит Александр Хант.

Предыстория

У Саши и Дани есть реальные прототипы. В 2016 году двое подростков в Псковской области, завладев оружием, открыли огонь по полицейской машине. Закончилось все печально. Подростки скрылись в доме, силовики начали штурм. Детей нашли мёртвыми.
— Они были абсолютно не поняты и не понимали, какая реальность вокруг и что с ними происходит. Они были в ловушке и не смогли эту ловушку преодолеть. Но если снимать про Катю и Дениса (так звали реальных людей — ред.), то нужно было делать документальное кино, а мне же хотелось рассказать свою историю, — поясняет режиссер.

Герои остаются в том кошмаре, который выстроили вокруг них. Всю жизнь они видели заборы (в кино их, действительно, много): это бетонные заборы стройки, металлические заборы частных секторов, решетки СИЗО. И в конце концов, не найдя выхода, Саша и Даня сами возводят свой собственный забор — баррикаду в загородном доме.

Снимок экрана 2022-06-20 в 14.32.30.png

Фото: Андрей Швед / MR7
Премьера фильма в кинотеатре

— Надо эти заборы как-то вскрывать, открывать, переставать ставить. Мы все живем каждый в своем замкнутом мире. Сейчас такое время, мы сами себя прячем. Но прочность должна проявляться в объединении. Без заборов безопаснее. У меня нет точного рецепта, я просто хочу общаться с людьми, — говорит Хант.

Главные герои остаются в одиночестве, саморазрушении и боли, но у зрителя есть шанс найти свой собственный выход, прийти к другому финалу. И после просмотра «Межсезонья» этот шанс увеличивается.

Когда: с 23 июня

18+

share
print