Это решение может коснуться примерно 40 тысяч молодых человек в год.
Болонская группа сообщила о прекращении участия РФ в Болонском процессе. В ответ Минобрнауки заявило, что Россия сама планировала покинуть международную систему и запускает реформу своего национального образования. Что это значит для российских студентов — разбирался Plus-one.ru.
Чего лишается Россия, выходя из Болонской системы
О том, что Болонская группа объявила о своем решении прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса еще 11 апреля, на расширенном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре сообщил заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. Ранее в интервью «Коммерсанту» глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что РФ сама намерена отказаться от Болонской системы.
Россия присоединилась к ней в сентябре 2003 года. Сейчас в Болонском процессе участвует 47 стран — в основном ЕС — без учета РФ и Республики Беларусь. Одно из главных преимуществ, которые дает Болонская система студентам вузов, работающих по этой модели, — это возможность кардинально поменять свою траекторию обучения и без сверхусилий — необходимости сдавать дополнительные экзамены — перевестись в другой университет даже другой страны.
Такая мобильность стала возможна благодаря унифицированной двухуровневой системе высшего образования, состоящей из бакалавриата (не менее трех лет обучения) и магистратуры (два года). Среди других удобств — система сопоставимых научных степеней, что облегчает трудоустройство за пределами страны обучения, а также возможность самостоятельно выбирать себе дисциплины для изучения.
Болонский процесс отвечал задаче глобализации, которую при его запуске в 1999 году ставили перед собой страны ЕС. Планировалось, что уже к 2010 году в Европе будет создано единое пространство высшего образования для подготовки мобильных и универсальных специалистов.
Россия встроилась в Болонский процесс лишь частично: в некоторых вузах была внедрена система «бакалавриат — магистратура», которая разрабатывалась в стране еще с 1992 года (первым это сделал РУДН), и научных степеней. А вот свободу выбирать дисциплины и минимизировать теорию за счет наращивания практических знаний российские университеты своим студентам давать не стали.
Кроме того, руководители многих российских вузов решили остаться на старой советской системе специалитета (пять-шесть лет обучения). Одна из причин такого выбора — мнение, что за четыре года бакалавриата невозможно подготовить настоящего профессионала.
Выход России из Болонской системы скажется на тех студентах, которые делали ставку на стажировку и работу за рубежом: теперь процесс признания российских дипломов и докторских степеней значительно усложнится. Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов ранее пояснял «Коммерсанту», что дипломы РФ признавались в других странах и до того, как Россия присоединилась к Болонскому процессу, но «процедура была длинная и небесплатная».
Также в рамках Болонской системы действовала программа Erasmus+, которая позволяла получить стипендию для обучения в странах ЕС. Ежегодно по ней из России уезжало около двух тысяч студентов, а приезжало — около 1,7 тыс. иностранцев. По оценке ВШЭ, учиться в магистратуре и аспирантуре за рубеж отправлялись 35−40 тыс. студентов в год, из них примерно 50% не возвращались в Россию. 31 мая Минобрнауки сообщило, что не рекомендует образовательным организациям РФ сотрудничество в рамках Erasmus+.
Как отмечают эксперты, значительно сократится и количество совместных образовательных программ между российскими и иностранными вузами. Впрочем, еще до объявления об исключении России из Болонской системы западные образовательные учреждения стали разрывать отношения с коллегами из России. В конце марта Британская высшая школа дизайна (БВШД) получила уведомление от своего академического партнера — Университета Хартфордшира — о приостановке валидации своих программ. Это означает, что школа не сможет набирать студентов на британские программы на следующий академический год. БВШД сотрудничала с Университетом Хартфордшира с 2003 года.
В ВШЭ, МФТИ, МГИМО не смогли предоставить нам комментарий. Эксперт в области развития высшего образования на правах анонимности отметил, что сейчас никто не возьмется предсказать, как выход из Болонского процесса скажется на российских студентах. По его словам, им придется принимать собственное непростое решение о том, где продолжать обучение. Специалист уверен, что в ближайшие пять лет ни бакалавриат, ни магистратура никуда не денутся, так как должны доучиться те, кто поступил.
Эксперт напомнил, что участие в Болонском процессе является добровольным.
«В некотором смысле это самый общий международный стандарт высшего образования. Если мы хотим принимать иностранных студентов, то они должны иметь гарантию признания в других странах обучения по данному стандарту и иметь возможность продолжения обучения в любой другой стране. В самих странах Европы Болонский процесс вызывает сопротивление, особенно среди университетов с давней традицией, и идет под давлением задач интеграции ЕС», — добавляет собеседник Plus-one.ru, напоминая, что Всемирный банк уже высказывался о провале Болонского процесса.
Эксперт отмечает, что в мире назрел вопрос об обеспечении сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования и его можно обсуждать со странами-партнерами, например, Китаем, который внимательно следит за предложениями Болонского диалога и многие идеи внедряет у себя.
Какой может быть новая реформа российского образования
Комментируя выход из Болонского процесса, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко признала, что вернуться в советскую систему образования уже невозможно, поэтому предстоит серьезнейшим образом пересмотреть содержание российского образования и провести его реформу.
Подобное заявление обрадовало противников Болонской системы, которых в России немало. Один из них — ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, только пятилетнее образование позволяет готовить фундаментальных специалистов. О необходимости возвращения советской системы специалитета и аспирантуры еще в начале марта в интервью «РИА Новости» говорил и председатель Ассоциации юристов России (АЮР) Сергей Степашин. По его словам, автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло, но при этом классическая система советского образования, выпускавшая огромное количество первоклассных специалистов, была утрачена.
Негативно к Болонской системе относятся и в Минпросвещения. В пресс-службе ведомства отметили, что с переходом на модель «бакалавриат — магистратура» исчезли специальности и указание на конкретную квалификацию, что создало определенные трудности на рынке труда.
Валерий Фальков в интервью «Коммерсанту» заявил, что реформа образования не предполагает запрет бакалавриата и магистратуры, однако университеты смогут отказаться от них в пользу специалитета. Также, по его мнению, необходимо навести порядок в системе магистратуры, чтобы бакалавры могли выбирать только «профильно близкие» направления. «Модернизация национальной системы образования не должна восприниматься как ее изоляция», — отметил Фальков. По прогнозам председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, на перестройку всей системы уйдет как минимум четыре года — как раз бакалавриат закончат те, кто поступает в вузы в этом году.
В Госдуме уже готовятся соответствующие законопроекты. Один из них разрабатывает парламентский комитет по науке и высшему образованию. По словам заместителя комитета, члена фракции КПРФ Олега Смолина, специалитет в нем рассматривается как основная форма получения высшего образования.
«У меня есть ощущение, что вместо того, чтобы реформировать систему образования, ее хотят вернуть к модели Советского Союза, потому что „это было хорошее образование“, а „проблемы все — из-за болонской системы“. Но проблемы глубже», — пояснил Plus-one.ru замдиректора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», преподаватель Британской высшей школы дизайна Андрей Андрусов.
По его словам, не только российская, но и глобальная система образования принципиально не соответствует потребностям современного рынка. «Советская модель была хороша для своего времени, однако сегодня она может сработать еще хуже, чем болонская. А что именно нужно — пока никто не может сказать убедительно. Вот и принимают решения случайные или политически мотивированные», — отмечает Андрусов.
Не исключено, что в ходе реформы парламентарии попытаются отправить под нож ЕГЭ и ОГЭ, которые также давно критикуют не только сами чиновники, но и учителя и родители. Напрямую ЕГЭ с Болонской системой никак не связан. Его введение не было обязательным условием, просто каждая страна должна была создать для всех абитуриентов равные права при поступлении в вузы, а каким методом — зависело от каждого государства в отдельности. Советская система вступительных экзаменов международным требованиям не соответствовала. За отмену ЕГЭ выступают первый замглавы комитета Госдумы по просвещению от фракции «Справедливая Россия — За правду» Яна Лантратова и глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Впрочем, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев настаивает на том, что ЕГЭ должен сохраниться, так как данный экзамен не является частью Болонской системы.