Как петербуржцы борются с патриотической рекламой на исторических зданиях.
После начала «специальной военной операции» в Петербурге появились баннеры с буквой Z и лозунгом «Своих не бросаем». Тем не менее не все петербуржцы рады такой поддержке «спецоперации» как минимум из-за эстетических соображений — плакаты с латинской буквой зачастую располагаются на старинных зданиях в исторической части города, что портит внешний облик домов. Рассказываем, как можно попытаться «снять» рекламный баннер, если он вам мешает.
В разных частях города появилось много символов поддержки спецоперации. Мы решили проверить, что можно сделать, чтобы их убрать, и выбрали для эксперимента один баннер в Петроградском районе, расположенный на брандмауэре дома на Кронверкском проспекте, 51, литера Б. Букву Z на нем хорошо видно, если идти от станции метро «Горьковская» в сторону зоопарка. Он появился примерно в первой половине марта, то есть практически сразу после начала «спецоперации».
Фото: Анна Чеченева
Баннер на Кронверкском проспекте
После начала «спецоперации» Z стала символом поддержки российских войск на Украине. И хотя само Министерство обороны России не давало никаких публичных объяснений о значении символа, его стали использовать официальные лица и общественность. Несмотря на то что латинская Z должна заменять русскую «З», как, например, во фразе «Zа мир», букву почему-то стали использовать и вместо других согласных, в частности, telegram-канал православного движения «Сорок Сороков» теперь называется «Zорок Zороков», а telegram-канал гендиректора телеканала «Санкт-Петербург» Александра Малькевича — «Media МалькевиZ». Получается, что русский алфавит заменяет одна латинская буква.
Многим людям не нравится этот баннер. Тогда же, в марте, на брандмауэре и плакате даже были видны потеки красной краски, кто-то пытался заляпать надпись. Плакат быстро заменили, а потом отмыли и стену.
Вместе с этим на сайте «Наш Санкт-Петербург» еще 17 марта появилась заявка от Александра с просьбой проверить «законность размещения таких конструкций на здании».
В ответе Александру заместитель председателя комитета по печати Ярослав Иванов пообещал рассмотреть заявку, назначив «плановый мониторинг» на 3 июня. «В случае, если конструкция будет классифицирована как рекламная и установлена без разрешения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, владельцу рекламной конструкции будет направлено предписание о демонтаже», — говорится в сообщении. А саму дату устранения назначили только на октябрь!
Чтобы понять, почему демонтаж надписи занимает полгода, журналисты MR7 написали свое заявление на том же сайте 17 мая.
«Рекламные объявления не только портят внешний облик здания, выбиваясь из общей архитектурной задумки, но и отвлекают прохожих от наблюдения за проезжай частью, например, при переходе через Саблинскую улицу, что может спровоцировать аварию», — говорится в нашем сообщении.
В подобных заявлениях можно ссылаться на Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044−2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
В нем прописан регламент, указывающий, как наружная реклама должна располагаться на зданиях и билбордах. Стандарты дают конкретные предписания о том, как, где и какая реклама может висеть.
Апелляция к законам придаст авторитета вашему заявлению.
Наше заявление прошло модерацию, но по какой-то причине администрация заблюрила изображение баннера на фотографии и скрыла из текста фразу о его содержании. Там было сказано: «Надпись на баннерах гласит „Za Россию. #Своихнебросаем“». Решение пообещали вынести до 8 июня.
В Комитете по печати сообщили, что за все время с начала СВО им поступило 17 обращений с жалобами по поводу таких Z-баннеров.
— 4 обращения на электронную почту комитета
— 2 через портал обратной связи
— 11 через «Наш Санкт-Петербург»
Однако понятно, что недовольных петербуржцев гораздо больше. Только к заявке Александра присоединились восемь человек, к тому же жалобы поступают и в другие комитеты.
Комитет по печати на вопрос, почему заявления рассматриваются так долго, ответил: «Меры по обращениям Комитетом принимаются в рамках действующего законодательства. Порядок и сроки подготовки ответов по обращениям граждан утверждены алгоритмами их отработки на каждом из вышеуказанных ресурсов».
Когда MR7 подавал заявление на портале «Наш Санкт-Петербург», мы упомянули еще один баннер в Петроградском районе, расположенный на улице Куйбышева, дом 20. Некоторым местным жителям он также не нравился. Его сняли через несколько дней после нашего обращения — 23 мая.
Однако баннер на Кронверкском «живет и здравствует», более того, его как будто даже подтянули и обновили, а то за последние недели он как-то просел.
Сейчас MR7 направил запросы в комитет имущественных отношений, администрацию Петроградского района и жилищный комитет. Мы продолжаем разбираться в ситуации.
Фото: Елена Михина / MR7
Баннер на Кронверкском проспекте "подтянули"
«По совпадению» патриотическая реклама висит в Петроградском районе в тех же местах, где весной 2021-го находились баннеры спикера Заксобрания Вячеслава Макарова — они появились там в начале предвыборной кампании в апреле. То есть еще за полгода до единого дня голосования. Вячеслав Макаров «поздравлял» жителей с Днем Победы.
В 2021 году жители добивались снятия этих баннеров, их несколько раз убирали, потом вешали вновь. Но в конце концов стены остались чистыми.