Новости

Музейная ночь захватила Петербург

Мы посетили несколько площадок и покажем вам наиболее яркие моменты оттуда.

«Ночь музеев» в этом году проходила с 21 на 22 мая и продлилась с шести вечера до шести утра. Более 100 музеев, галерей, библиотек, выставочных и концертных залов открыли двери для посетителей вечером и ночью, а также подготовили специальную программу: выставки одного дня, концерты, спектакли, авторские экскурсии, мастер-классы, исторические реконструкции.

Справка

«Ночь музеев» проходит ежегодно в ночь с субботы на воскресенье — в выходные, ближайшие к Международному дню музеев (18 мая).

Тайны Мариинского дворца

Впервые в «Ночи музеев» принял участие Мариинский дворец. Петербуржцам попасть в здание, где сегодня расположилось Законодательное собрание города, было не так просто. Записаться на экскурсию можно было только по телефону, на входе у всех проверяли паспорта и рюкзаки.

Фото: Никита Глазырин / MR7
Мариинскому дворцу, построенному архитектором Штакеншнейдером, в этом году исполняется 220 лет. Здание было свадебным подарком Николая I дочери Марии.

— Это был первый крупный проект Штакеншнейдера. До этого он работал у Монферрана чертёжником на строительстве Исаакиевского собора. И вот, «перейдя через дорогу», получил такой первый (личный) грандиозный заказ, — рассказывает хранитель Мариинского дворца Елена Бондаренко.

На экскурсии гостям показывали Красный, Белый и Большой залы. Отдельное внимание уделили великолепной Ротонде, где Илья Репин писал свою знаменитую картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Посетителей также провели по рабочим коридорам здания Законодательного собрания, показали домовой храм Николая Чудотворца.

— В «Ночь музеев» впервые, но в принципе экскурсии мы водим, — рассказывает о регулярных посещениях дворца Елена Бондаренко, — Очень много желающих. Группы формируются, заявки приходят, мы это собираем и со временем экскурсии организовываем. Конечно, постоянно происходит что-то вне регулярного графика: встречи, делегации. Поэтому бывают сбои.

Главный хранитель Мариинского дворца Мария Шапошникова надеется, что после «Ночи музеев» экскурсии по ЗакСу будут проводиться чаще. Пока записаться на посещение дворца можно на официальном сайте.

Кстати

Формально рабочий день в Законодательном собрании начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00 во все дни недели, кроме пятницы и предпраздничных дней — в эти дни ЗакС работает до 17:00.
При этом установлен график допуска депутатов, их помощников, иных работников Собрания и посетителей: депутаты Собрания и их помощники — с 7:30 до 23:00; иные работники Собрания — с 8:00 до 18:00; обслуживающий персонал — с 5:30 до 18:00; посетители — с 9:00 до 17:45 (в пятницу и предпраздничные дни — до 16:45).
А по ночам ЗакС закрыт.

«Набор», «Тёмный» и «Кавказец»

Кроме Мариинского дворца, который, конечно, не музей, в этом году в Петербурге еще несколько учреждений культуры впервые присоединились к акции, среди них единственный в стране музей, посвященный истории отечественных спецслужб. Музей истории политической полиции и органов государственной безопасности не случайно расположен в здании на Гороховой улице, дом 2. Более пятидесяти лет здесь работали российские и советские секретные службы.

Фото: Олег Золото / MR7
Среди артефактов здесь можно увидеть подлинные чемодан с двойным дном и жилет для перевозки нелегальной литературы, а также бронежилет, сорванный с околоточного надзирателя в дни Февраля 1917 г., и многое другое

Экспозиция музея разделена на несколько частей — в первой из них посетители знакомятся с историей создания и деятельностью III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1826−1880) и Департамента полиции Министерства внутренних дел (1880−1917). Среди артефактов здесь страницы протоколов допросов декабриста П.И. Пестеля, писателя Н.Г. Чернышевского, дневника наружного наблюдения за поэтом С.А. Есениным; увидеть подлинные чемодан с двойным дном и жилет для перевозки нелегальной литературы, а также бронежилет, сорванный с околоточного надзирателя в дни февраля 1917 года, и многое другое.

У тайной полиции было четыре главных метода работы: цензура, донос, перлюстрация (изъятие и прочтение переписки) и агентура. Последний включал в себя работу так называемых филёров — специалистов наружного наблюдения. В народе их называли «гороховыми польтами» из-за того, что бюрократическая машина снабжала агентов практически одинаковой одеждой. Филёры должны были сдавать дневники своих записей. В них для конспирации имена наблюдаемых людей заменяли на клички. Так, Есенин был Набором, Распутин — Тёмным, а Джугашвили — Кавказцем.

Специально для агентуры была написана подробная инструкция к методам ведения работы. Её составили ещё при самодержавии. Большевики после прихода к власти попросту переняли этот документ, а впервые опубликован он был только в 1992 году. Сегодня его оригинал также можно увидеть в музее.

Дальше уже предлагается познакомиться с историей советских органов государственной безопасности после Октября 1917 года и до переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года.

Справка

20 декабря 1917 года была создана первая советская спецслужба — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Она разместилась в доме под номером 2 на Гороховой улице и работала здесь до марта 1918 года.

Фото: Олег Золото / MR7
Уникальная фотография со следственного эксперимента – инсценировки покушения на жизнь В.И. Ленина 30 августа 1918 г.

Среди экспонатов личные вещи председателя ВЧК Феликса Дзержинского и первых чекистов, работавших вместе с ним, дополняют материалы о ключевых делах «петроградского» периода ВЧК.

Особое место в экспозиции занимает первый рабочий кабинет председателя ВЧК-ОГПУ Дзержинского. Его исторический интерьер был воссоздан практически в первоначальном виде. Из «неисторического» тут только два кресла и настольная лампа, поделились секретом в музее.

Музей также раскрывает историю советских органов государственной безопасности с 10 марта 1918 года, когда в городе была образована первая местная ЧК — Петроградская ЧК, и до событий, связанных со смертью Иосифа Сталина 5 марта 1953 года.

В этом разделе представлены уникальные экспонаты: пуля, выпущенная при покушении на В. Володарского; пепельница руководителя ленинградских чекистов в 1920-е годы Станислава Мессинга, бритва руководителя советской контрразведки и разведки Артура Артузова, личные вещи легендарных советских разведчиков Дмитрия Быстролетова, Виктора Лягина, Александра Феклисова, переданные в музей из семейных архивов. Эти материалы дополняет видеохроника 1920-х — 1940-х годов. Многие из представленных экспонатов демонстрируются впервые.

Костры и огни

Артиллерийский музей уже традиционно принимает участие в «Ночи музеев» и пользуется очень большим интересом у петербуржцев и гостей города.

Фото: Олег Золото / MR7
Артиллерийский музей уже традиционно принимает участие в акции Ночь музеев.

Этот старейший военный музей России открылся в 1703 году, и первым его экспонатом стала «Мортира Самозванца», отлитая знаменитым мастером Андреем Чоховым во время царствования Лжедмитрия I. Здесь посетители могли узнать, как и чем воевали, что носили и чем питались солдаты и офицеры различных эпох, каким был их быт.

Другим не менее популярным местом во время акции «Ночь музеев» является сад Фонтанного дома, где собрались «редкости» от мастеров разных жанров, дав возможность насладиться зрелищем от истинных профессионалов дуракаваляния, знатоков извлечения звуков, умельцев произнесения слов и виртуозов изображения возвышенных телодвижений. Место самое подходящее — именно этот участок земли был пожалован царем графу Шереметеву для «обживания». А в 1909 году здесь, на месте старинного графского манежа, начал работу «Театр ужасов и фарса».

Фото: Олег Золото / MR7
Другим не менее популярным местом во время акции Ночь музеев является сад Фонтанного Дома.

Посетителей в эту ночь здесь ждали световые инсталляции, мастерские «Петровская мода», «Картонный город», «Кузница», выступление театра пластики рук Hand Made и яркое фаер-шоу.