Новости

Уникальному иконостасу Петропавловского собора — 300 лет

Юбиляр в отличном состоянии.

Золоченый резной иконостас Петропавловского собора, одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, был создан в Москве, в Оружейной палате Кремля по проекту Доменико Трезини. Почти 50 мастеров под руководством архитектора Ивана Зарудного с 1722 по 1727 год трудились над его изготовлением. После того как работа была завершена, его по частям перевезли в Петербург и смонтировали уже на месте, в Петропавловском соборе. За свою историю иконостас пережил не одну серьезную реставрацию.

Фото: Олег Золото / MR7
Иконостас каноничен и уникален одновременно.

Справка

21 марта (по старому стилю) 1722 года архитектор Доменико Трезини писал секретарю Петра I Макарову: «Также посылаю ныне до вашего превосходительства меру где быть иконостасу в святой церкви Петра и Павла». Император не стал откладывать дело в долгий ящик. И спустя всего две недели «словесно повелел» московскому мастеру Ивану Зарудному приступить к созданию иконостаса.
Высота иконостаса — 19 метров, ширина — 27.

Иконостас каноничен и уникален одновременно. Его центральная часть напоминает триумфальную арку — образ победного завершения Северной войны. Кроме того, он символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых. В нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. Ощущение торжественности усиливает скульптурная группа «Христос во славе», вознесенная на 20-метровую высоту.

Иконостас условно делят на мужскую и женскую половины, на которых размещены 43 иконы и большое количество скульптур. Главная икона правого киота — «Иисус Христос на престоле». Левого — «Богоматерь на престоле». Считается, что чертам ее лица придано портретное сходство с императрицей Екатериной I, в правление которой и писалась эта икона.

Царские врата четырехстворчатые и весят 9 900 килограммов. Во время патриарших богослужений полагается открыть все четыре створки, но это сделать сложно, поэтому там закамуфлированы рельсы, по которым едут колеса, и врата в нужный момент раскрываются.

— Венчают Царские врата два сложенных крестообразно ключа, символизирующих как ключи от рая, хранившиеся у апостола Петра, так и ключи от Балтийского моря, отвоеванного Петром. Сейчас иконостас Петропавловского собора находится в прекрасном состоянии. Его 300-летняя история продолжается, — рассказывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Фото: Олег Золото / MR7
Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас — из лиственницы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, а каркас — из лиственницы. И все свои 300 лет иконостас провел в первозданном виде, хотя судьба не раз испытывала его на прочность.

Реставрации

Впервые иконостас реставрировался уже в 1735 году после пожара, затем — в 1748-м, и опять из-за пожара. В 1919 году прошло последнее богослужение, в 1924—1926 годах собор был передан Музею революции, а в 1954-м — Музею истории Ленинграда, тогда реставрационные работы иконостаса практически не коснулись, и он потерял былой блеск. В 1989-м было принято решение вернуть ему историческое золочение. В 2011 году началась новая реставрация, за два года иконостас привели в прекрасное состояние.

В 2013 году иконостас вновь освежили. Петербургские мастера воссоздали покрытие по старой технологии, а также очистили от пыли и привели в порядок скульптуры и иконы, выпрямили на Царских вратах сломанный луч, вернули фонарик архангелу Гавриилу, отреставрировали кисти, установили композицию «Иисус Христос во славе», позолотили иконостас, на что ушло чуть более полутора килограммов золота.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Фото: Олег Золото / MR7
На позолоту иконостаса ушло чуть более полутора килограммов золота.