От барского дома через госпиталь и пионерский лагерь к возрождению в XXI веке.
Старинная усадьба Киискиля — это ансамбль в посёлке Подберезье под Выборгом, состоящий из нескольких маленьких домиков и одного большого: самой «барской усадьбы». Добраться до неё довольно сложно. От Петербурга до Выборга едем на электричке, а оттуда уже на машине через лес. Журналист MR7 дважды чуть не потерялась по пути. Связь в тех местах почти не работает. И чем ближе к усадьбе, тем меньше жилых домов. Зато добравшимся до места открывается не только прекрасный вид на Финский залив, но и старинные тайны деревянного дома, его прошлых и нынешних владельцев.
Кто помогает усадьбе
Илья Слепцов — врач-онколог, детский хирург в Клинике высоких технологий СПбГУ им. Н.И. Пирогова. Его семья купила усадьбу Киискиля — участок в 11 га, главный дом и хозпостройки рядом, в 2016 году и теперь занимается их реставрацией. До Петербурга, конечно, далеко. Поэтому владельцы в усадьбу приезжают время от времени — ремонтировать и, если успевают, отдыхать.
— Увидел этот дом в 2016-м, когда он стоял еще целый. Но было понятно, что еще немного — и он рухнет, потому что колонны у него все прогнили. Мне стало просто жалко усадьбу, тут красиво. Если посмотрите направо, там белое за деревьями, это уже берег Финского залива, речка есть, — говорит Илья.
Врач выкупил старинное здание у частной фирмы, которая в то время владела усадьбой и участком земли вокруг нее.
Фото: Екатерина Углёва
Илья Слепцов
Главный дом усадьбы построен в 1816 году по проекту французского архитектора Вилье (Villiers).
16 октября 1991 года усадьба Киискиля была внесена в реестр выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области. Акт постановки на учет № 5−9. Охранный статус получили:
— усадебный дом;
— конюшня;
— гостевой дом;
— погреб;
— баня (фундамент);
— сарай (фундамент);
— плотина с мостом;
— парк.
— Мне казалось, что ещё немножко — и дому конец. Купит кто-то, кому он не нужен, и его в первую очередь сожгут, потому что восстанавливать — дело дорогое и неблагодарное. Ты его сжигаешь и теряешь статус охранной земли, то есть можно совершенно спокойно понарезать тут всё и продать землю на коттеджи, — говорит Илья.
Сам он решил не просто сохранить место и дом, но именно воссоздать старинный особняк. Врач собрал команду таких же идейных, как и он: пригласил строителей, архитекторов и реставраторов.
В прошлом году Илья Слепцов зарегистрировал Фонд сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия «Усадьба Киискиля». Юридический статус помогает находить гранты на реставрацию, а также общаться с властями.
— От факта охраны появляются минусы этой самой охраны. Если охраняется — вы должны любой проект, любое изменение в доме согласовывать. Всё становится дороже. Нельзя просто позвать бригаду ремонтников, которую хочешь, дать им задание и получить результат, — объясняет Илья.
Но он сумел найти с охранными органами общий язык. Так что чиновники теперь даже помогают искать гранты на реставрацию.
Фото: kiiskila.estate
Таким Илья увидел дом в 2016 году
История места
Киискиля — бывшее название финской деревни, в которой находится усадьба. В переводе на русский — Ершовая. Оно происходит от названия реки Кийскийоки (Ершовка), которая проходит через эти земли.
Первое упоминание об усадьбе Киискиля зафиксировано в 1562 году. Тогда эта территория принадлежала богатому землевладельцу Фридриху Данненбергу. В те годы площадь усадьбы составляла более 1 100 гектаров, сейчас всего 11 га.
Расцвет усадьбы связан с семьей Крон. Российская ветвь этой семьи начинается с человека по имени Абрахам Крон. Он родился в 1766 году в Швеции, а в 15 лет приехал в Петербург к дяде, работавшему при дворе Екатерины II, стал пекарем, а затем одним из первых пивоваров-промышленников России. А его сын Леопольд пиво варить не хотел, он женился на дочери Фридриха Данненберга, хозяина усадьбы Киискиля, перевез сюда всю остальную семью, жил и умер здесь.
Последним потомком Кронов в усадьбе был Юлиус Крон, но в 1888 году он погиб во время кораблекрушения, родные продали имение и мебель на аукционе.
В начале XX века усадьба была куплена обществом инвалидов Финляндии, использовалась как госпиталь в Первую мировую войну и до конца 1930-х. В 1939-м — после войны СССР с Финляндией — усадьба оказалась на территории Советского Союза.
Следующая фаза в жизни усадьбы в XX веке началась в 1944 году, тут был военный госпиталь уже советской стороны, потом появился детский дом, а далее — пионерский лагерь. Последний, по словам Ильи Слепцова, в каком-то смысле спас усадьбу от тотальной разрухи.
— Благодаря этому лагерю удалось что-то сохранить, все остальные усадьбы на этой территории были уничтожены, — делится мыслями Илья. Пионерский лагерь — последнее, что застала усадьба до прихода команды Ильи Слепцова.
Еще одна задумка нового владельца — установить в усадьбе памятник Абрахаму Крону. Его изобразят совсем юным — таким, каким он ушел из родительского дома с вещевым мешком за спиной. А в том мешке, по преданию, были всего две рубашки да пара носков. А еще родители дали Абрахаму один талер — именно он изображен в руке юноши. Над памятником работают петербургские архитекторы Евгения Левитина и Александр Мурзин. Скульптура уже выполнена в глине. Для отливки памятника в бронзе необходимо собрать 50 тысяч рублей.
Фото: kiiskila.estate
Проект памятника Абрахаму Крону
Когда конец?
Сейчас основная цель реставрации — главный дом, который Илья хочет превратить в музей.
К сожалению, всё сохранить в первозданном виде не получается, однако Илья уверяет, что более 50% старого фонда здания сохранится.
— Это считается научной реставрацией. Дешевле в 3−4 раза было бы всё разобрать и просто по чертежу срубить новое. Но это уже будет новодел, это неправильно, — говорит Илья. — Пусть старое дерево остается, ему столько лет, пусть стоит. Сейчас не видно дом таким, каким он был. Но его площадь была около 1 100 квадратных метров.
Илья уже привык не считать, сколько потратил, потому что «увижу, и сразу желания не будет этим заниматься».
Есть и надежда на то, что проект окупится. Илья допускает, что, возможно, это не самый лучший способ вложения денег, но всё равно хочет сделать из усадьбы точку притяжения туристов, где можно будет отдохнуть на берегу Финского залива, сходить в музей и насладиться красивыми видами. Сейчас для него это не совсем бизнес, а скорее попытка спасти место.
Полную версию рассказа об усадьбе Киискиля, ее истории и возрождении читайте в проекте «Деревянное зодчество — 47». И присылайте свои истории о деревнях — объектах культурного наследия.