Важное

Петербург в лидерах по заболеваниям дыхательных путей. При чём тут пыль?

И что не так с замерами чистоты воздуха.

В Петербурге стремительно растет число выявленных заболеваний органов дыхания. Одной из причин эксперты называют давнюю проблему города — высокую концентрацию пыли в воздухе. Специалисты исследовательского центра «Коллективное действие» объясняют, как запыленность влияет на здоровье горожан и какие меры необходимо принять для решения проблемы.



Чем мы дышим

За шестнадцать лет, с 2004 по 2020 годы, число выявленных болезней органов дыхания в Петербурге выросло почти в два раза, выше этот показатель среди всех регионов России только в Карачаево-Черкесии. Так, в 2010 году в городе было зарегистрировано 263 случая болезни органов дыхания на 100 тысяч населения, а в еще доковидном 2018 году — уже почти 500.

Общую динамику роста дыхательных заболеваний с 2004 по 2020 год по всей России можно увидеть на графике:

Фото: ИЦ "Коллективное Действие"
График создан на основе данных Росстата

При этом между ростом смертности населения и увеличением концентрации в воздухе взвешенных частиц доказана прямая связь. Выделяют частицы диаметром не более 10 микрометров (PM10) и не более 2,5 микрометров (PM2,5) — на них сосредоточено основное внимание экологов. К PM10 относится, в частности, то, что в быту называется пылью. Ее основными источниками являются двигатели внутреннего сгорания, угольные котельные, промышленные производства, грязь с открытых газонов.

Справка

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДК) PM10 — 45 мкг на м³. В России стандарты ниже — 60 мкг на м³.

В исследовании, опубликованном в 2019 году в Медицинском журнале Новой Англии, ученые на примере 652 городов посчитали, что увеличение «запыленности» частицами PM10 на 10 мкг на м³ привело к росту общей смертности на 0,44% (в том числе на 0,47% от респираторных заболеваний).

К схожим выводам пришли и американские исследователи. По их наблюдениям, увеличение концентрации PM2,5 на 10 мкг на м³ за шесть лет привели к росту общей смертности на 6,8% в восточном регионе США и на 13,2% в центральной части страны.

Однако как понять, насколько Петербург пыльный город? Ведь существует вероятность, что рост заболеваемости респираторными болезнями обусловлен какими-то иными причинами. На самом деле, этот вопрос почти никогда серьезно не изучался. Да, попытки связать и изучить влияние взвешенных частиц на петербуржцев были, например, в 2010 и в 2018 году. Однако при ближайшем рассмотрении материалов этих исследований мы видим, что их авторам не хватает качественных и всеобъемлющих данных об атмосфере Петербурга.

Как ведутся замеры

Мониторингом состояния качества воздуха в Санкт-Петербурге занимается ГГУП «Минерал», находящийся в подчинении у комитета по природопользованию. Однако данные мониторинга можно наблюдать только в реальном времени, скачать массив информации для анализа показателей со всех станций — нельзя. При этом ежегодно в итоговых докладах комитет по природопользованию приводит эти данные в обобщенном виде. Но вопрос, не было ли фальсификаций в пользу «лучших показателей», остается открытым.

Сомнения вызывает и методика сбора данных. Так, например, в одну категорию «пыль общая» включены PM2,5 и PM10, хотя у этих частиц принципиально разные способы воздействия на организм: более крупные PM10 влияют преимущественно на органы дыхания, тогда как более маленькие, PM2,5, способны проникать в кровеносную систему через стенки сосудов. Соответственно, нормативы предельно допустимых концентраций у них разные.

Если верить показателям этого мониторинга, с воздухом в Санкт-Петербурге все в порядке. Так, в 2020 году и даже в доковидном 2018-м в городе были зафиксированы минимальные значения среднегодовой загрязненности практически по всем показателям.

Такие показатели, особенно на фоне растущей доли автотранспорта в городе, вызывают вопросы. В 2020 году в Петербурге насчитывалось примерно 2 миллиона машин против 1,3 миллиона в 2012-м. При этом, как осторожно замечают в своем докладе сами представители комитета по природопользованию, именно автомобили — главный источник вредных веществ в атмосфере.

Попытки узнать реальный уровень концентрации в воздухе взвешенных частиц и их влияние на петербуржцев предпринимались в 2010 и 2018 годах. Однако, по мнению «Коллективного действия», авторам докладов не хватило открытых данных официального мониторинга, чтобы провести всестороннее исследование проблемы.

Официальные показатели мониторинга не первый год подвергают сомнению и журналисты. Регулярно, особенно в период пыльных бурь весной, местные СМИ вновь и вновь пишут о проблеме, что еще раз доказывает ее систематический характер.

Так, «Бумага» еще в 2017 году установила, что, например, на набережной Фонтанки около Крюкова канала концентрация пыли примерно в семь раз превышала норму. Другие СМИ в 2018 году сообщали о 70-кратном превышении допустимых концентраций пыли в некоторых точках в городе.

Однако, несмотря на призывы журналистов как-то «почистить» город, власти так ничего и не сделали для решения проблемы.

Фото: ИЦ "Коллективное Действие"


Цена вопроса

Рассчитать точную стоимость уборки очень трудно: эта цифра распределена по разным бюджетам, в том числе по бюджетам районов, муниципальных образований, однако примерная стоимость уборки в Санкт-Петербурге составляет около 11.5 миллиардов рублей в год, подсчитали в «Коллективном действии».



2 кило вместо 30 грамм

Проблемой не первый год занимается общественное движение «Красивый Петербург». Активисты также не доверяют официальным данным о состоянии воздуха.

— Мы этой темой занимаемся все время, что существует «Красивый Петербург», потому что нам жалуются горожане — на пыль, на песок, который скрипит на зубах. Мы понимаем, в чем дело: коммунальщики сыплют много соли и песка зимой, а потом не сметают его вовремя, — говорит координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.

Активисты замеряют количество песка и пыли, сметенное на одном квадратном метре. Сам квадрат выбирают в полуметре от края «лотковой» зоны (территории проезжей части дороги вдоль бордюрного камня тротуара, газона шириной 0,5 метра) и внутрь дороги. Собранное с этой территории не должно весить более 30 грамм.

— Мы же порой на квадратном метре вместо 30 допустимых грамм собирали по килограмму «смёта» (смесь из пыли, опавших листьев, мелкого мусора и грунтовых наносов), а то и по полтора-два, — рассказывает Врански. — После этого комитет по благоустройству изменил систему измерений. Сейчас она такая непонятная и сложная, что простой человек не может сделать такой замер самостоятельно. Например, надо подмести всю улицу и потом полученную массу разделить на квадратуру улицы.

Кроме того, по словам Красимира, многие станции замера качества воздуха расположены в зеленых зонах и вдали от оживленных магистралей, а также установлены на высоте выше человеческого роста. По мнению Врански, при таком «отборе проб» очевидно, что показатели будут чище того воздуха, которым дышат горожане, идущие по обычной улице. К тому же, так как пыль достаточно тяжелая, она концентрируется ближе к земле, и этот воздух вдыхают маленькие дети.

Тем временем

В этом году на увеличение объемов дорожной пыли жалуются и жители Хельсинки, передает yle.fi. Глава группы по обслуживанию территорий финской столицы Тарья Мюллер объяснила это тем, что зимой и даже весной дороги и тротуары приходилось активно посыпать гранитной крошкой против гололеда. При этом в Хельсинки признают, что «плохое качество воздуха и дорожная пыль ухудшают состояние здоровья людей, страдающих от болезней органов дыхания и сердца». Ведомство здравоохранения и социального развития Финляндии рекомендовало гражданам носить защитные маски и выбирать маршруты подальше от основных дорог и магистралей.

Что необходимо предпринять властям города

Так как пыль — значимый фактор повышения смертности от болезней органов дыхания, а Петербург — один из лидеров по уровню заболеваемости дыхательных путей, центр «Коллективное действие» призывает власти города — как Смольный, так и Законодательное собрание — к следующему:

  1. Обеспечить прозрачную систему мониторинга атмосферы Петербурга, позволяющую в любой момент получить доступ ко всему объему данных о качестве городского воздуха.
  2. Обеспечить проведение научных исследований по проблеме взаимосвязи качества городского воздуха и уровня заболеваемости, причем как болезнями органов дыхания, так и онкологическими заболеваниями и заболеваниями сердечно-сосудистой системы (которые также могут быть связаны с превышением значений взвешенных частиц в воздухе города).
  3. Включить в ежегодный доклад по состоянию городской экологии комитета по природопользованию раздел о медицинских последствиях текущего состояния окружающей среды.