«Увидеть невидимое…» можно в Михайловском дворце

Экспозиция приурочена к 50-летию Отдела технологических исследований Русского музея.
С начала 1970-х годов в Русском музее работает специальный отдел, где при изучении произведений искусства используются неразрушающие методы исследования. Первое время он вообще назывался рентген-кабинетом. Сегодня это Отдел технологических исследований, сотрудники которого с помощью специального оборудования занимаются определением, чем, когда и как создавались те или иные произведения искусства. Именно здесь можно прочитать скрытые подзаписями авторские подписи, увидеть нижележащее изображение или подготовленный рисунок, а также уточнить технику создания того или иного произведения искусства. Именно сотрудниками этого отдела были сделаны настоящие открытия: найдены авторы многих картин и более точно датированы отдельные работы. Также в этом отделе собран уникальный архив рентгенограмм, который постоянно пополняется.

Экспозиция «Увидеть невидимое…» дает представление о том, какие результаты можно получить с помощью микроскопии, рентгенографировании, изучении в инфракрасных и ультрафиолетовых областях спектра.
В компьютерной базе музея на данный момент хранятся данные о 20 000 произведений, 1860 художниках, а также более полумиллиона цифровых снимков. Все это богатство накоплено за долгий период работы отдела технологических исследований.
Экспозиция «Увидеть невидимое…» дает представление о том, какие результаты можно получить с помощью таких методов исследования, как микроскопия, рентгенографирование, изучение в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, рентгенфлуоресцентный анализ.
Одно из экспонируемых полотен когда-то называлось «Куликовская битва», ныне картина именуется «Победа израильтян над амаликитянами».
Так, одно из экспонируемых полотен когда-то называлось «Куликовская битва» и с него начиналась экспозиция живописи в только что открытом Русском музее императора Александра III. Ныне картина называется «Победа израильтян над амаликитянами», датируется концом XVII века и считается работой неизвестного западноевропейского художника, а не Андрея Матвеева, как значится в надписи на картине. На рентгенограмме обнаружилось, что фигура монаха Пересвета (героя Куликовской битвы) написана поверх изображения рыцаря, а в инфракрасном свете видны закрашенные слоны с боевыми башнями. Эта баталия — может быть самый ранний пример «перелицовки», когда за русского мастера выдается иностранец.
Под картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы» был неожиданно обнаружен, считавшийся утраченным портрет Александра Пушкина. На выделенных фрагментах справа можно увидеть силуэт головы поэта и его ноги.
Создание художниками новых изображений поверх старых картин или набросков — довольно частое явление, и возможность увидеть скрытые слои позволяет понять, как автор работал над своим произведением, как исправлял неудачные, на его взгляд, элементы. Так в 2018 году под картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы» был неожиданно обнаружен, считавшийся утраченным портрет Александра Пушкина.
На выставке так же показан снимок нижнего слоя картины Петрова-Водкина «Мать», где угадывается другое положение головы героини картины.
Увидеть, ранее скрытое от глаз, смогут все посетившие экспозицию.
Где: В Садовом вестибюле (зал № 29) Михайловского дворца.
Когда: 14 апреля—16 мая 2022
0+