Новости

Тихие сенсации в Эрмитаже на выставке флорентийской скульптуры XV века

Тихие сенсации в Эрмитаже на выставке флорентийской скульптуры XV века

К созданию терракотовых скульптур может быть причастен Леонардо да Винчи.

В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка скульптур XV века, выполненных виртуозными флорентийскими мастерами. Зрители смогут познакомиться с творчеством мастеров, среди которых Дезидерио да Сеттиньяно, Антонио Росселлино, Бенедетто да Майано и другие. На экспозиции представлены 27 предметов из коллекции Эрмитажа, в том числе приобретенные в 2019 году из частной коллекции.

ZOV90256.jpg Фото: Олег Золото / MR7
На экспозиции представлены 27 предметов из коллекции Эрмитажа.

Отдельную группу экспонатов составляют бюсты из терракоты, исполненные под влиянием одного из самых крупных скульпторов Флоренции второй половины XV века — Андреа Верроккьо (1435 — 1488). Созданные Верроккьо образы Христа оказали большое влияние на современников. На выставке, в частности, можно увидеть выразительный бюст Юноши Святого (начало 1470-х). Это скульптура из коллекции великой княгини Марии Николаевны. Ее отличает особая тонкость исполнения и тщательная проработка деталей. Именно высокое качество исполнения бюста позволяет предположить участие самого Верроккьо в работе. Кроме того, с осторожностью искусствоведы говорят о том, что к созданию образа причастен и сам Леонардо да Винчи — один из учеников мастерской Верроккьо.

Фото: Олег Золото / MR7
Ранее изображение Юного Святого находилось в коллекции великой княгини Марии Николаевны и тогда приписывалось Леонардо да Винчи.

— Я изучал этот бюст и решил, что это мастерская Верроккьо, очень хорошего качества и, возможно, при участии самого Верроккьо. Что примечательно, голова скульптуры была сделана отдельно от бюста. И если взять ранние картины Леонардо да Винчи, например, «Благовещение» (одна из самых ранних его живописных работ, она выполнена в 1472—1475 годы и сейчас находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции) можно убедиться в невероятном портретном сходстве [Юного Святого и персонажа этой картины]. И все это создавалось примерно в одно и то же время в мастерской Верроккьо, — заметил на открытии выставки Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

Фото: Олег Золото / MR7
Сергей Андросов демонстрирует журналистам репродукцию картины Леонардо да Винчи «Благовещение», чтобы они смогли убедиться в невероятном портретном сходстве персонажа картины и скульптуры.

Еще одним поводом думать, что скульптуры мастерской Вероккьо создавались при участии Леонардо, — следы работы мастера-левши на задней стороне эрмитажного бюста. Леонардо да Винчи также был левшой. Характерные черты художественной трактовки образов и сходства лиц тоже позволяют осторожно говорить об участии молодого Леонардо.

Где: Пикетный зал, Государственный Эрмитаж
Когда: 30 марта — 4 июня 2022
6+