Тихие сенсации в Эрмитаже на выставке флорентийской скульптуры XV века

К созданию терракотовых скульптур может быть причастен Леонардо да Винчи.
В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка скульптур XV века, выполненных виртуозными флорентийскими мастерами. Зрители смогут познакомиться с творчеством мастеров, среди которых Дезидерио да Сеттиньяно, Антонио Росселлино, Бенедетто да Майано и другие. На экспозиции представлены 27 предметов из коллекции Эрмитажа, в том числе приобретенные в 2019 году из частной коллекции.

На экспозиции представлены 27 предметов из коллекции Эрмитажа.
Отдельную группу экспонатов составляют бюсты из терракоты, исполненные под влиянием одного из самых крупных скульпторов Флоренции второй половины XV века — Андреа Верроккьо (1435 — 1488). Созданные Верроккьо образы Христа оказали большое влияние на современников. На выставке, в частности, можно увидеть выразительный бюст Юноши Святого (начало 1470-х). Это скульптура из коллекции великой княгини Марии Николаевны. Ее отличает особая тонкость исполнения и тщательная проработка деталей. Именно высокое качество исполнения бюста позволяет предположить участие самого Верроккьо в работе. Кроме того, с осторожностью искусствоведы говорят о том, что к созданию образа причастен и сам Леонардо да Винчи — один из учеников мастерской Верроккьо.
Ранее изображение Юного Святого находилось в коллекции великой княгини Марии Николаевны и тогда приписывалось Леонардо да Винчи.
— Я изучал этот бюст и решил, что это мастерская Верроккьо, очень хорошего качества и, возможно, при участии самого Верроккьо. Что примечательно, голова скульптуры была сделана отдельно от бюста. И если взять ранние картины Леонардо да Винчи, например, «Благовещение» (одна из самых ранних его живописных работ, она выполнена в 1472—1475 годы и сейчас находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции) можно убедиться в невероятном портретном сходстве [Юного Святого и персонажа этой картины]. И все это создавалось примерно в одно и то же время в мастерской Верроккьо, — заметил на открытии выставки Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.
Сергей Андросов демонстрирует журналистам репродукцию картины Леонардо да Винчи «Благовещение», чтобы они смогли убедиться в невероятном портретном сходстве персонажа картины и скульптуры.
Еще одним поводом думать, что скульптуры мастерской Вероккьо создавались при участии Леонардо, — следы работы мастера-левши на задней стороне эрмитажного бюста. Леонардо да Винчи также был левшой. Характерные черты художественной трактовки образов и сходства лиц тоже позволяют осторожно говорить об участии молодого Леонардо.
Где: Пикетный зал, Государственный Эрмитаж
Когда: 30 марта — 4 июня 2022
6+