Монахиня школы сото-дзен предположила, что лама имеет не совсем верное представление о происходящем.
Настоятель петербургского дацана — главного в городе буддийского храма — Буда Бадмаев поддержал решение президента Владимира Путина о проведении спецоперации и рассказал о нацизме на Украине. Однако помимо буддистов в Петербурге есть представители и других восточных учений, например, дзен-буддисты. MR7 поговорил с ними и узнал, почему они не согласны со словами Бадмаева.
«Я в течение многих лет был учителем буддизма на Украине. И видел, как там развивались националистическая нетерпимость, глубокая ненависть и возвеличивание собственной нации. Идет настоящая борьба добра со злом. И наша задача заключается в том, чтобы мы могли на всех уровнях — начиная со СМИ, заканчивая работой с людьми — развивать аспекты мира, согласия и глубокой добродетельности. Мы поддерживаем руководство нашей страны во всех начинаниях», — сказал настоятель дацана Буда Бадмаев 18 марта на заседании Консультативного совета по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений. После этого ламу упрекнули в игнорировании национализма в своем городе.
Помимо обычных буддистов в Петербурге есть две Сангхи (два направления) дзен-буддизма. Ольга — монахиня одной из них, школы сото. Она объяснила, почему не согласна со словами Буды Бадмаева.
— Мое мнение и то, что я вижу внутри нашей Сангхи, — это полное неодобрение этой ■■■■■. Ни у одного практикующего я не увидела радости по поводу убийств, взрывов, насилия. Бывает, смотришь и боишься в ком-то из знакомых увидеть кровожадный восторг, — говорит Ольга.
При этом она подчеркивает, что это ее сугубо личное мнение.
— Я представляю, что думают про это другие монахи, к тому же мы в хороших отношениях и с украинскими, и с европейскими буддистами, практикующими дзен. Но у всех мнения могут различаться, могут быть разные политические взгляды. Кто-то социалист, кто-то либерал. Каждый по-своему двигается к счастью. То, что мы практикуем дзен, не заставляет нас иметь какие-то политические взгляды, — поясняет Ольга. — Мы не являемся какой-то организацией. Поэтому нет объединенной группы, от имени которой мог бы выступить руководитель. Мы не можем быть неким политическим актором.
Фото: Елизавета Аксенова
Медитация проходит лицом к стене
Когда нужно было регистрировать организацию, Ольга и другие дзен-буддисты Петербурга долго думали, надо ли им это, но поняли, что-то, чем они занимаются, не подходит под государственное определение.
— То, что там было написано про «социально-организационные функции», не имеет отношения к тому, чем мы занимаемся, в отличие от того же настоятеля дацана, — рассказывает Ольга.
— Почему Бадмаев так сказал? Разве буддизм не должен призывать к миру?
— Дзен учит, что никакие идеи, даже если мы думаем, что конечная цель — счастье, не должны вести к убийству и причинению страданий. Это в целом позиция и буддизма, и дзен-буддизма, — отвечает Ольга.
— Наверное, он мог не высказываться вовсе? Буддизм же должен быть далек от политики и всего мирского?
— Да, по-хорошему можно было сохранить нейтралитет, отделаться общими фразами: «Делай добро, не делай зла». Почему лама так высказался, я не знаю. Возможно, он не мог сказать что-то другое. Некоторые вещи, думаю, он вынужден говорить. Я бы еще его лично спросила, откуда он черпает информацию. Мы же понимаем, что банально есть определенная категория пожилых людей с кнопочными телефонами, и они живут в другой системе ценностей. Может быть, он не получает полной информации, не имеет цельной картины происходящего, — предполагает Ольга.
Также она добавляет, что есть мнение о традиционных религиях как о «шоу-бизнесе».
— Там есть борьба за паству и за идущие от этих людей деньги. Если зайти внутрь дацана, то коридоры напоминают поликлинику — бабушки и тётеньки в очередях к тибетским врачам. Возможно, лама просто говорит то, что понравится этим бабушкам и тетенькам, — говорит Ольга.
Фото: Елизавета Аксенова
Подушки для медитации
Она рассказала, как несколько лет назад была в центре Тхеравады (тайский буддизм) в Горелово. В Таиланде буддизм — государственная религия. И Ольга заметила, что в Горелово на алтаре стоял портрет императора Таиланда и Медведева (тогда он был президентом). Ольга удивилась и спросила: «Зачем это?» Ей ответили, что, с одной стороны, это официальная политическая позиция, но в тоже время это попытка буддистов принять свою карму (судьбу).
— Они старались почитать того правителя, который им дан. Хотя мне самой было трудно это понять, я была немного в шоке, — вспоминает Ольга.
Сейчас дзен-буддисты продолжают жить и делать то, что могут.
— Можешь сопротивляться тому, с чем не согласен — сопротивляйся, не можешь — живи обычной жизнью, настоящим моментом, делай то, что от тебя зависит. И ещё хочу про свой опыт добавить. Это ужасное время — хорошее время, чтобы посмотреть внутрь себя, на свою агрессию и непринятие. Очень трудно, даже людям, которые считают себя либералами, по-настоящему принять то, что у других людей может быть другое мнение. И действительно позволить им иметь это мнение, — подводит итог Ольга.