Красота не спасает мир во время СВО
Как в Петербурге бьюти-сфера (не)справляется с санкциями.
«Вчера крем для лица стоил 1 800 рублей, сегодня 1 927, а пока наполняла корзину, подорожал до 2028 рублей! А может цена не меняться каждые два часа?» — возмущается покупательница популярного косметического магазина. «Мой блеск для губ от Dior стоил 2 200 рублей без всяких акций, а теперь — 5 370 рублей», — вторит ей другая петербурженка. Западные бренды уходят с рынка, оставляя нам ажиотажный спрос, опустевшие полки и рост цен. MR7 задался красивым вопросом — что происходит в бьюти-сфере?
После начала «специальной военной операции» российских войск на Украине в знак протеста с рынка уже ушли (или приостановили поставки) бренды, которые производят средства для макияжа и парфюм:
-
Louis Vuitton;
-
Hermes;
-
Chanel;
-
Gucci;
-
Dior;
-
Céline;
-
Givenchy;
-
Kenzo;
-
Guerlain;
-
Yves Saint Laurent
-
Prada;
-
Jo Malone
Покидают рынок и крупные компании, под руководством которых производятся продукты для макияжа, ухода за собой и средства гигиены:
-
Sephora
-
Estee Lauder — Компания владелец брендов Clinique, DKNY, MAC, Bobbi Brown, Micael Kors, Tom Ford Beauty, Dr. Jart+, La Mer, Orijins, Tom Ford Beauty, Too Faced, Tommy Hilfiger, Kilian, Aramis, Darphin, Jo Malone, Estee Lauder, Glamglow, Smashbox, Le Labo, Aveda, Lab Series, Tory Burch, Rodin, Aerin Beauty, Bumble and Bumble…
-
L`Oreal, которая производит известные многим бренды Garnier, Maybelline New York, Vichy, NYX, L’Oréal Paris, Essie и Elsève, тоже заявила о закрытии своих офлайн- и онлайн-магазинов и уходе с рынка. Однако завод компании в Калужской области, где делают краску для волос, шампуни и средства личной гигиены, продолжит свою работу.
Procter & Gamble, производящая продукты Head & Shoulders, Pantene, Safeguard, Old Spice, Olay, Gillette, Venus, Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Mexx, Baldessarini, Max Factor, Oral-B и многие другие, заявила о повышении отпускных цен в России в среднем на 43%.
Многие магазины, специализирующиеся на косметической продукции (например, «Подружка», «Улыбка Радуги», «Золотое яблоко»), убирают с полок продукцию ушедших брендов и спешно меняют ценники на оставшуюся. Например, в «Золотом яблоке» некоторые продукты подорожали почти в два раза. Так, в ноябре 2021 года тканевые маски от корейского бренда Holika Holika стоили 110 рублей за штуку. Сейчас без скидочной карты эти же маски стоят 221 рубль. Стали дороже и продукты, которые производят на территории России. Например, хайлайтер российского бренда Estrade, который четыре месяца назад стоил 378 рублей, теперь можно купить за 646. Кисти российского визажиста Gev_mua, которые он выпускает под собственным брендом Ne blednaya, пропали на маркетплейсе Wildberries после того, как-то же «Золотое яблоко» подняло на них цены.
Отдельная категория товаров, которая неприлично сильно подорожала или вообще пропала с полок магазинов, — это средства женской гигиены: прокладки и тампоны. Например, тампоны Cotex 23 февраля стоили 129 рублей. Сейчас их можно купить за 225 рублей. Бюджетные «ежедневки» еще недавно можно было купить по 60−70 рублей по акции (а скидки на них случались довольно часто), сейчас та же пачка стоит больше ста рублей, и «желтых» ценников на полках со средствами гигиены нет и в помине. Классические прокладки подорожали в среднем на 40−50%.
Помимо этого, полки многих магазинов просто опустели — все, кто успел, закупились впрок, причем первыми закончились тампоны и прокладки средней ценовой категории — в основном остались либо дорогие азиатские, либо совсем дешевые отечественные. Кажется, петербурженкам придется вернуться в Средневековье и использовать вату, завернутую в платок.
Уходящие бренды — это не только ощутимо сократившийся выбор, это еще и потери бизнеса — торговых площадок, а также тех, кто все это продавал. Следующий шаг — проблемы у косметологов, визажистов, стилистов, которые работали с западными брендами. Даже если компания официально не заявляла, что больше не продает свою продукцию в России, товары еще как-то надо купить за границей и доставить, а это тоже уже сложно. А российские аналоги, прямо скажем, не всегда есть и не всегда в полной мере «аналоги». И это снова грозит бизнесу закрытиями и потерей рабочих мест сотрудникам.
Поговорили с петербургскими тату-мастером, мастером маникюра и бровисткой, которые работают на себя, и спросили, как санкции уже меняют их жизнь и работу.
Анастасия Щукина, мастер маникюра:
— Большая часть инструментов и материалов, которые я использую, — зарубежных брендов. Многое, конечно, китайское. С этим у нас пока проблем нет. Но еще неясно, как отразится падение рубля — наверняка все подорожает для нас. Как ни странно, очень многое для маникюра производит Украина — их фирмы, логично, контакт с нами больше не хотят поддерживать. Еще часть продукции — американская, и немного — из Казахстана. Нужно учитывать, что бьюти — это дорогая сфера, и материалы, соответственно, тоже не самые дешевые.
Недавно я была в магазине, где обычно закупаюсь, и сразу заметно, что полки опустели. Очень многого не хватает. Даже у этого магазина есть своя торговая марка, но очевидно, она производится где-то за рубежом, и их уже нет в продаже или совсем остатки. Материалы уже подорожали, это пока не отразилось только на расходниках вроде палочек или салфеток.
Растут цены на материалы — а значит, у меня должен расти ценник.
Я работаю по нижнему краю рынка — стандартный маникюр у меня стоит 1 200 рублей. Скорее всего, я буду поднимать цену до 1 400 рублей за обычный маникюр с покрытием — просто чтобы отбить убытки. Но такой маленький рост цен связан именно со спецификой моих клиентов — они идут за бюджетной услугой. В идеальной картине мира стоимость стандартного маникюра лично у меня должна вырасти минимум до 2 000 рублей.
Не все мои клиенты согласятся с этим. Цена на услугу растет, а зарплаты у людей — не особо. Вероятно, останутся только самые преданные и понимающие клиенты.
Анастасия Я., бровистка:
— Большая часть инструментов, которыми пользуемся я и мои мастера, — импортные. В основном с российского рынка ушли украинские бренды, они составляли малую часть наших материалов. На мое удивление, почти все красители и осветлители, которыми я и мой мастер пользуемся чаще всего, — от российского производителя.
До настоящего времени большинство бьюти-мастеров и салонов развивались с помощью таргетированной рекламы в Instagram. После блокировки соцсети этой рекламы не стало.
Сейчас будет сложно развиваться тем, кто только начал работать. Сейчас очень важно быть гибкими, заводить и развивать страницы в других социальных сетях для того, чтобы иметь возможность давать рекламу. А еще из-за санкций и обесценивания рубля даже российские производители поднимают стоимость на свои материалы. В среднем на инструменты цена выросла на тысячу-полторы. Например, пинцет стоил 2 500 рублей, сейчас — 3 500. Красители и осветлители стали дороже примерно на 200−600 рублей, оксиданты подорожали на 300 рублей.
О материалах лично я сейчас не беспокоюсь — сделала запас на несколько месяцев по старым ценам. Остаются еще российские бренды, которыми мы пользуемся, — SHIK, BrowXenna, Estel, Lalami.
Как изменятся их цены — сложно предсказать. Думаю, что стоимость услуг будет сохраняться ближайшие несколько месяцев, потому что почти все сделали запасы. А потом неизбежно повысится, все будет зависеть от стоимости материалов. Для нашей студии сейчас приоритетная задача — сохранение прежних цен настолько долго, насколько это возможно. Нестабильности полно вокруг, и мы сейчас хотим быть местом спокойствия для наших клиентов.
Не знаю, влияют ли санкции на то, что у нас будет дорожать арендная плата за помещение. Узнаю через месяц, как закончится договор и появится необходимость заключения нового или, надеюсь, продления настоящего на старых условиях.
Герд Верный, тату-мастер:
— Краски, картриджи, многие расходники, обслуживание тату-оборудования — это все импорт. Официальных заявлений об уходе с рынка пока не было, но цены выросли в два раза.
Есть несколько российских компаний, которые занимаются материалами для тату, но и с этими производителями существует проблема: все их заводы находятся за рубежом, поэтому цены в любом случае будут огромными. Что нас ждет в будущем — трудно сказать. Мне кажется, многие мастера потеряют работу. Клиенты станут тщательнее выбирать мастера и изучать сферу: цена выросла, а люди любят понимать, за что платят и почему. Сама ситуация в целом подавила многих мастеров, есть знакомые, которые уже уехали в другие страны. Рынку уже плохо, а искусство — единственное, что может поддерживать его и людей. Татуировка никогда не была чем-то обязательным, все-таки это роскошь, которая должна стоить своих денег. В целом рынок татуировки сильно пострадал из-за ситуации.