Истории

Читать и думать… О том, где спрятаться

Читать и думать… О том, где спрятаться
Фото: Ульяна Бондарева

Эскапистские и волшебные книжные миры от отечественных писательниц.

Спрятаться бы от всего, что творится в мире, и вернуться, когда всё закончится. Такие мысли посещают многих, кто живет в эпоху «великих исторических событий». Убежать можно не только в другие страны или в глухую деревню. С магазином «Во весь голос» рассказываем о книгах, которые тоже про бегство от реальности в вымышленные миры.

Мария Покусаева «Зеркала»

зеркала1.jpg

Заметим сразу, это довольно дорогая книжка, к тому же — только первая часть дебютного романа. При этом крепко держится в топе продаж «Лабиринта» третий месяц. В чём секрет?

Во-первых, в качестве текста. Букблогер и библиотечный работник, Покусаева уже довольно давно обозревает именно эскапистские книги: «лёгкое» чтение вроде романтического фэнтези и young-adult-литературы, и для неё совершенно естественно было в один прекрасный момент самой сесть за клавиатуру, чтобы написать своё и «как надо». Ещё Клайв Льюис говорил, что начал писать, когда отчаялся найти среди уже изданного те самые идеальные истории, которые хотелось бы прочесть.

Привычное сюжетное клише «героиня попадает в другой мир, похожий на наш, но с магией и красивыми платьишками» в «Зеркалах» наполнено неожиданными и изящными отсылками к самым разным текстам — от «Алисы в Стране чудес» до волшебных миров Геймана и хитрых стилизаций Борхеса и Сюзанны Кларк. И, конечно же, атмосфера и стилистика викторианской Англии обязывают поиграть с мифологическими мотивами, которыми так богато всё искусство эпохи модерна.

Отдельно радует тот факт, что героиня «Зеркал» — самый обычный человек без внезапных сверхспособностей, со всеми достоинствами и недостатками, со способностью делать глупости, рыдать в подушку и расти как личность по ходу сюжета. Никакого «пути героя», скроенного по образу и подобию квеста в «стрелялке», где рост и развитие измеряются только величиной трофея и количеством обретённых артефактов: сложные выборы между плохим и худшим, растерянность в важные моменты и умение учиться на своих ошибках — и вот вы уже сопереживаете героине всей душой.
Впрочем, кружева, магия, интриги и волшебные стёкла тоже присутствуют, и ещё как!

Ульяна Черкасова «Сокол и Ворон»

сокол и ворон (2).jpg

Если предыдущая книга уносила нас в другой мир, больше всего похожий на Англию второй половины ХIХ века, то «Сокол и Ворон» возвращает нас к русским (или шире — славянским) народным сказкам. Это полновесное дарк-фэнтези со сложно и многогранно прописанным миром, где всё волшебное действительно восходит к древним и страшным народным обрядам (и не зря, совсем не зря первый же эпиграф в книге — из Владимира Проппа!). Строго говоря, это очень расширенный пересказ (или, по-модному, ретеллинг) известной сказки о Финисте — Ясном соколе. Между прочим, именно за роман, основанный на этой же сказке, Андрей Рубанов в 2018 году получил две престижные премии — «Национальный бестселлер» и «Ясную поляну».

«Сокол и Ворон», первый трёхтысячный тираж которого был распродан меньше чем за два месяца (невероятно высокий результат для дебютной книги!), рассчитан на совершенно другую аудиторию или, скорее даже, отвечает другим запросам. Это взгляд на всем известную сказку о соколе с точки зрения той самой «злой сестры».

Цитируя интервью с автором, «если бы к моей сестре в окно начал кто-то там летать, я бы не ножи в подоконник втыкала, а сразу бы на вилы поганца подняла».

Совершенно не стремясь в мир «большой внежанровой литературы», автор чередует символически нагруженные, драматичные, сложные эпизоды с лёгкими комедийными, не стесняется явной развлекательности, но при этом ничего не упрощает и тщательно прописывает атмосферные детали и всяческие интриги, не забывая цитировать в эпиграфах любимые песни и вкусно описывать красивых юных магов.


Лора Белоиван «Южнорусское Овчарово» (18+)

южнорусское овчарово.jpg


В отличие от вышеназванных, «Овчарово» — не первая книга писательницы, и даже не большой роман. Мало того: мир и время тоже наши! А вот место и события уже необычные. Затерянное на океанском побережье под Владивостоком село и его жители на первый взгляд совершенно обычные, а вот на второй и третий взгляд внимательный наблюдатель уже начинает сомневаться, люди ли они и наяву ли всё вообще происходит.

Крепкое словцо, ободранные заборы и вечные перебои с электричеством вроде бы убеждают нас в реальности происходящего, но сказочное и неизведанное прячется прямо за огородом, а у чудаковатого деда в сарае в ободранной бочке с надписью «Квас» плещется сгущённая тьма для отопления. Рассказ ведётся от лица «приезжих» — городских интеллигентов, которые решили купить в Овчарове дом и потихоньку обживают эти странные окрестности. Их репортаж наполнен весёлым любопытством, они всюду суют любопытные носы, не боятся спрашивать и легко перенимают сложные местные привычки. Прячутся ли они в глуши от сложных времён? Не совсем понятно. Но, несомненно, красиво и уютно.

В общем, так и выглядит качественный магический реализм — жанр многогранный и пограничный.

«Во весь голос». Адрес: улица Маяковского, 19, golosbooks.ru

share
print