Петербургские ювелиры готовятся сворачивать бизнес
Все дело в отмене упрощенной системы налогообложения.
9 марта появилась новость: физлица получили возможность покупать золотые слитки без НДС, который прежде составлял 20%. Многие ли из вас покупают золото слитками? Для большинства россиян и петербуржцев в том числе эти изменения ничего не значат. Однако это только часть принятых поправок в налоговый кодекс. В том же законе была еще одна важная часть: которая касается ювелиров, а вслед за ними может отразиться и на их клиентах — любителях авторских украшений. Поправка отменяет упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, производящего изделия из драгметаллов, вводит НДС. И это не просто изменения — малый бизнес готовится свернуться — на сей раз без санкций Запада.
Золотые руки опустились — «вся индустрия в шоке»
Инициатор закона — депутат от партии «Единая Россия» Владислав Резник внес законопроект на рассмотрение коллег 2 марта. Госдума рассмотрела его в трех чтениях за два дня, тут же его одобрил Совет Федерации и подписал президент.
В пояснительно записке Владислав Резин объяснил, что «применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создает неравные условия для производителей ювелирных изделий, <…> что фактически привело к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под обложения НДС. Общий объем дополнительных поступлений НДС в связи с отменой возможности применения специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли оценивается в 20−30 млрд. рублей».
То есть любой ювелирный бизнес будет платить НДС и останется без «упрощенки». Закон вступит в силу с 1 января 2023 года. Тревогу ювелиры бьют уже сейчас.
По мнению участников рынка, вероятнее всего, новые налоговые правила приведут к закрытию целого ряда маленьких ювелирных компаний как в Петербурге, так и во всей России. Работу могут потерять тысячи людей, задействованных в отрасли. В интернете ювелирные мастера пишут, что закон пролоббировал известный крупный бренд, тем самым заполучив 45% рынка и «убив» 10 000 производств по всей стране.
«Вся индустрия в шоке. Я читаю чаты и форумы. Мы стараемся спасти свои бизнесы в условиях санкций, пока крупный бизнес просто уничтожает нас с тыла», — написала в своем аккаунте основатель и креативный директор российской марки AVGVST Наталья Брянцева.
В золоте купаться не будем — «ювелирные предприятия уже не приносят прибыли
Петербургский ювелир Наталья Тарасова, работающая в отрасли больше 20 лет, также сильно переживает из-за ситуации.
— НДС — полноценная система налогообложения, и дело не в налогах, а в отчетности, которую теперь будут с нас требовать. То есть на этого нужен отдельный бухгалтер. Само по себе одно явление переживаемо, но сейчас у ювелирной промышленности вообще тяжелое время, так как начинается кризис у людей, нет возможности покупать дорогие украшения, — говорит Наталья.
Она ведет бизнес со своей сестрой Татьяной. Они известные художники-ювелиры, победители нескольких российских конкурсов. Их работы выставлены в Эрмитаже и других ведущих музеях мира.
Пример работы мастерской Натальи Тарасовой
По словам Натальи, грамм серебра еще недавно она покупала по 60 рублей, сейчас он стоит 110 — цена выросла почти в два раза.
— В два раза цены на свои изделия я поднять не могу, — поясняет Наталья.
В мастерской у неё трудятся 20 человек. Во многом они уже работают «на свою зарплату» — предприятие не приносит прибыли.
Как говорит Наталья, новый закон выгоден крупным корпорациям, малый бизнес будет закрываться.
— Малый ювелирный бизнес в России — это уникальное наследие. Это фирмы, которые занимаются авторским ювелирным искусством! — говорит Наталья. — Мы бы могли выйти на мировой уровень. Мы члены союза художников, наши работы в музеях, и при этом на данном этапе я уже не готова это тянуть.
Помимо того, что новый законопроект ударил по мастерам, которые делали изделия из драгметаллов, он в целом отбил желание работать в этой отрасли.
Ирина Лактина не занимается ювелирными украшениями, она делает бижутерию и на ее работе закон не сказался напрямую. Однако теперь исчезли и даже возможности для роста.
— Перспектива в обозримом будущем работать с драгметаллами в России перестала для меня существовать, — говорит Ирина. — Насколько я понимаю, будет одинаковая налоговая нагрузка как для заводов, так и для маленьких брендов и художников, которые работают с золотом и серебром. К тому же добавится отчетность, для которой на больших предприятиях существует целый штат сотрудников, а маленькие бренды, и тем более ювелиры-одиночки, просто не могут себе его позволить.