«Мне не стыдно за Россию, но мне страшно»
Как мать пяти детей оказалась на Гостином дворе в пальто с надписью «нет ■■■■■».
В первый день несанкционированных акций за мир в Петербург — 24 февраля — у Гостиного двора задержали петербурженку в желтом плаще, на подоле которого было написано «Нет ■■■■■». MR7 поговорил с ней: Лариса мама пяти детей, которой «очень страшно».
Лариса на Гостином появилась около половины седьмого вечера 24 февраля.
— Полиция сказала, что мы не на митинг туда собрались, а просто нарушали санитарные нормы. Но мы, конечно, на митинг пришли, — смело говорит Лариса.
Она фотограф, а сейчас учится на режиссера. Об акции на Невском узнала из соцсетей.
— Взяла детские краски и написала на плаще «Нет ■■■■■», — рассказывает Лариса. — Накануне в городе уже проходили «тихие митинги», когда люди просто ездили в метро и ходили по улицам с сумками и в одежде с такими надписями.
Зачем? Лариса объясняет, что у нее в Украине живут друзья, беременная подруга, они рассказывают, что по несколько раз за ночь спускаются в бомбоубежища с детьми на руках.
— Мне кажется, что сейчас все еще далеко от нас, не в Петербурге, не в Москве, но если это не остановится, то все может оказаться гораздо ближе. Мне не стыдно за Россию, я читаю повестку, но мне страшно, — объясняет петербурженка.
В плаще с пацифистской надписью она свободно села в метро на «Проспекте Ветеранов», доехала до «Гостиного двора» — ни у кого не было к ней вопросов.
На Невском она встретилась с другом, они немного отошли от выхода из метро. Людей на площади у Гостиного двора было еще не очень много. Ларису в её ярком плаще быстро заметили журналисты, начали фотографировать. Она в это время еще спокойно пила кофе.
— Потом я услышала: «Так, задерживаем, у девушки куртка разрисована» и затем я почувствовала крепкую мужскую руку. Меня взяли за локоть и повели. Я не сопротивлялась. Я говорю ему (полицейскому — ред.): «У меня кофе горячий. Не прольем?». «Нет-нет, все хорошо, не переживайте». У нас с ним была милая беседа.
Кофе у Ларисы забрали в заказном автобусе, который в тот вечер использовался как автозак. Лариса была в нем третья, постепенно автобус полностью заполнился, задержанных отвезли в 16-й отдел полиции на Васильевском.
— С нами в отделе была журналистка SOTA Ника Самусик (Нику задержали ранее, днем при освещении одиночных пикетов — ред.). Она суперактивная, знала, что делать. Там же познакомилась с девушкой-фотографом. Там вообще было много интересных людей. Насколько я знаю, к нам пытался пройти адвокат, ей говорили, что нас нет в отделе. Волонтеры передавали воду и еду, нас выпускали в туалет. Полицейские были все милые, но как будто лишенные эмпатии, у всех будто маска на лице.
Ларису отпустили из отдела полиции после трех часов ночи, с протоколом по статье 20.2.2 КоАП РФ — «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». До дома ночью помогла добраться знакомая. Там ждали мама и пятеро детей. Лариса объяснила им, что за надпись у нее на плаще.
— До этого на митингах я никогда не была. Наверное, боялась. И я знаю, что и сейчас многие боятся. Но в этот раз мне это было нужно! — говорит Лариса.
3 марта у нее суд.
А «Нет ■■■■■» на плаще, по словам петербурженки, она не сотрет, пока не наступит мир.
Красногвардейский районный суд отправил под административный арест двух женщин, задержанных у Гостиного двора 24 февраля — маму малолетнего ребенка на трое суток, маму троих детей — на шесть.