Итальянское возрождение и «летающая» оркестровая яма
Как выглядит консерватория им. Римского-Корсакова после восьми лет реставрации.
Госзаказчик показал, как идёт уже изрядно затянувшаяся реставрация главного здания консерватории им. Римского-Корсакова на Театральной площади. Согласно проекту, завершить её должны к 2025 году — спустя почти 10 лет с начала работ. Однако строители настроены оптимистично и обещают успеть к 2024-му. Как сейчас выглядит главный музыкальный вуз Петербурга и что успели сделать — в материале MR7.
Тепловые завесы и фрески во внутренней церкви
По изначальному проекту, представленному еще в 2014 году, в историческом здании на Театральной площади планировали перекрыть стеклянным куполом внутренний двор, отреставрировать встроенную церковь и концертные залы, построить библиотечный комплекс. В добавок должны были реконструировать шесть этажей здания, подвальные помещения, лестницы, перекрытия, заменить кровлю и обновить фасад. Работы должны были стать самыми масштабными в истории учебного заведения. В этом году ему исполняется 160 лет.
— В настоящее время основные работы проводятся по реставрации фасадов, интерьеров, сохранению элементов лепного декора. Одни из самых сложных работ — по живописи, особенно во внутренней церкви, — сообщил представитель госзаказчика реставрации, руководитель обособленного подразделения компании «Единый заказчик» в Петербурге Руслан Сагитов. — До нас никто не мог выявить и определить необходимость таких работ. Роспись находилась под 7−10 слоями краски. К счастью, мы не обнаружили утрат в ходе мониторинга здания. Чтобы работать круглогодично, мы построили специальные тепловые завесы. Плановый срок сдачи — 2024 год.
К 2021-му удалось создать цифровую акустическую модель для Большого зала и запланировать строительные и отделочные работы. Это значит, что к концу реставрации в консерватории появится один из крупнейших в Европе залов с переменной акустикой. То есть в одном помещении пространство технологически можно скорректировать так, что одинаково хорошо будет звучать масштабная классика, камерное исполнение и экспериментальные современные композиции.
Большой зал оснастят подъёмной оркестровой ямой, сценической акустической раковиной, шумопоглощающими шторами. На стенах и потолке появится множество микрофонов и колонок для профессионального управления потоками звуков. Госэкспертиза уже одобрила смету на все эти чудеса техники и сохранение исторического облика главной музыкальной площадки учебного заведения. Её оформят в тех же цветах, как в позапрошлом столетии задумали и воплотили итальянские мастера.
— Это один из самых интересных объёмов в нашей работе, — признаётся руководитель проекта реставрации консерватории генподрядчика «Политехстрой» Мария Романчикова. — Интерьеры зала после перестройки в советское время полностью утрачены, как и уникальная акустика. Мы сейчас ведём расчёты, чтобы создать новую и современную концертную площадку. Интерьер будет перекликаться с историческим, но, к примеру, плафон решим в лёгких простых тонах, чтобы на нём можно было разместить технологическое оборудование, необходимое для переменной акустики.
А вот в сердце консерватории, зале классической музыки, где проходили выпускные вечера и в дореволюционное время вручали памятные медали, многие работы уже завершены. Но пока единственная музыка, которая звучит здесь — шум инструментов и «вздохи» увлажнителя.
— Зал являет собой интересное акустическое решение: это футляр в футляре. По кирпичным стенам теперь идёт специальный деревянный каркас, он уже сформирован, проглядывает внутреннее убранство, — говорит руководитель реставрационного направления «Политехстроя» Антон Андреев.
Культурный долгострой: что было на протяжении восьми лет
Напомним, реставрацию начали в 2014 году. С тех пор сменили несколько подрядчиков. Московский ЗАО «Стройфасад» — первый победитель госзакупки на 1,9 миллиардов — отказался от проекта почти сразу и уступил место «Балтстрою». Но и он не справился, хотя успел потратить 1 миллиард. Оставшуюся сумму в 330 миллионов, которую «не освоили», компания вернула Министерству культуры через суд.
На этом история не кончилась. В апреле 2016 года контролёры Счётной палаты нашли нарушений на 300 миллионов рублей: не обнаружили уже оплаченное вентиляционное оборудование и плитку, на воссоздание которой потратили 90 миллионов. Уголовные дела завели на обе фирмы.
Директор «Балтстроя» Александр Коченов успел отличиться ещё в нескольких скандальных реставрациях, но в ноябре 2021-го получил не ожидаемый тюремный срок, а лишь пять лет условно и штраф в 6,4 миллиона. А вот начальнику холдинга, куда входил «Стройфасад», Дмитрию Михальченко повезло меньше. Кроме хищений его в 2018 году поймали на торговле контрабандным алкоголем и дали четыре года и семь месяцев колонии.
На скамье подсудимых оказывались не только исполнители, но и представители заказчика проекта — Северо-Западной дирекции Минкультуры. Иск к ней подал третий подрядчик, фирма «Меандр», которая тоже поспешила откреститься от «культурного долгостроя». Правда, после того, как спустила 192 миллиона рублей. Бизнес требовал взыскать с чиновников убытки почти в 150 миллионов, ведь Минкультуры вовремя не предоставило техническую и проектную документацию.
Но ведомство быстро реабилитировалось, и уже в сентябре 2020 года уголовное дело о хищении средств возбудили на «Меандр». Проследить за ним обещал лично глава СК России Александр Бастрыкин. Документы направили в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 14 сентября 2021 года, разбирательства продолжаются.
Спустя полтора года работы третьего подрядчика появилась информация, что историческая кладка консерватории ослабла в ходе реставрации и здание могло обрушиться в любой момент. К тому же, как считают эксперты, из-за неверной и обширной очистки культурного слоя фасада восстановить его в первоначальном виде не удастся.
В таком состоянии сейчас лестница консерватории
Всё это время студентам приходилось заниматься во втором, тесном и не очень удобном корпусе — Интендантских складах на улице Глинки, 2. Там тоже шёл ремонт, и компании менялись, как перчатки: «Ремстройфасад», «Капитал Стройиндустрия» и ЕСК… Все уходили досрочно, а в здании не раз обнаруживали грибок, плесень и разбухшую штукатурку. В 2019 году учащиеся и выпускники музыкального вуза во время Культурного форума даже выходили на Театральную площадь с плакатами «Спасите консерваторию» и «Я/Мы консерватория».
В конце декабря 2020 года консерваторией наконец занялся «Единый заказчик», а генеральным подрядчиком стал «Политехстрой» — компания, на первый взгляд, серьёзная и исполнительная. К работам приступили в сентябре 2021-го. Заплатить бизнесу обещали почти 14 миллиардов рублей. На данный момент изначальная цена работ — 4,8 миллиарда — выросла уже почти в четыре раза.
Консерватория на ремонте уже больше семи лет.
Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова основали в 1862 году. Первым её выпускником был композитор Пётр Чайковский. Дипломы учебного заведения также имеют Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Евгений Мравинский, Василий Соловьев-Седой, Леопольд Ауэр, Марис Янсонс, Ирина Богачева, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Григорий Соколов.
Постройка шестиэтажного здания заняла пять лет. Его возвели к 1869 году по проекту Владимира Николя. Его общая площадь превышает 21 тысячу квадратных метров. Оно выглядело значительно и сдержанно, с декором в духе итальянского Возрождения.