Чем заняться

Многогранный петербургский фарфор на выставке в Эрмитаже

История производства через судьбы художников и мастеров.

В Главном штабе открывается выставка произведений одного из ведущих художников Императорского фарфорового завода Сергея Русакова. Проект «Память материала» он посвятил старейшему из ныне действующих предприятий в России — первому отечественному фарфоровому заводу.

Фото: Олег Золото / MR7

Акцент выставки художник сделал на людях, которые создали славу производству, работающему в Петербурге более 275 лет. Посетители увидят около трехсот фарфоровых изделий в сопровождении авторской графики: скульптурные композиции, инсталляции и предметы, выполненные в сложных и забытых техниках.

«Эта выставка — очередной яркий пример того, как петербургский фарфор умеет говорить на самых разных художественных языках не только о мире, но и о себе самом и своих создателях», — отметил на открытии выставки Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Фото: Олег Золото / MR7
Став одним из самых ярких достижений XVIII столетия, фарфор почти сразу превратился в объект коллекционирования и изучения, являясь по сути бытовым материалом.

В XVIII веке, подарившем нам фарфор с его таинственной и увлекательной историей нового рождения и пережившем «фарфоровую лихорадку», необыкновенно высоко ценили этот материал. Приобретя статус национального культурного феномена, фарфор взял на себя функции не только декоративные и утилитарные, но и просветительские. Став одним из самых ярких достижений XVIII столетия, фарфор почти сразу превратился в объект коллекционирования и изучения, являясь, по сути, бытовым материалом. Первые фарфоровые мануфактуры были предметом гордости монарших особ и объектом моды. Их диковинная продукция из неведомого доселе материала стала достойна убранства парадных покоев царских резиденций и дипломатических подношений. Множество памятников, дошедших до наших дней в виде драгоценных предметов раннего фарфора, волнуют воображение исследователей, тщательно изучающих историю их возникновения. Эти хрупкие свидетельства времени, созвучные эпохе, а иногда и опережающие ее, дают возможность реконструировать историю художественной жизни в фарфоре.



Фото: Олег Золото / MR7
Центром экспозиции стала масштабная объёмно-пространственная композиция, созданная в честь трёхсотлетнего юбилея первого русского фарфориста – Дмитрия Виноградова.

Художественными средствами Сергей Русаков показывает роль «единицы» в профессии, ее ценность в большой цепи производства. Человек, пришедший на завод и оставшийся работать с фарфором, всю жизнь постигает тайны ремесла, не имеющего здесь четкого разделения с искусством.

Центром экспозиции стала масштабная объёмно-пространственная композиция, созданная в честь трёхсотлетнего юбилея первого русского фарфориста — Дмитрия Виноградова.

Не менее любопытны представленные на выставке портреты бывших директоров Императорского фарфорового завода, которые выполнены в виде редко используемой техники литофания.

«Литофания — эффект слоев фарфора разной толщины. Он достигается благодаря неравномерности толщины изделия — чем толще изделие в конкретном месте, тем темнее точка на просвет. Эдакая черно-белая фотография. Это очень трудоемкий и долгий процесс. Сначала это рельефные модели и формы гипсовые, потом отминка пласта с заданным рельефом и рисование в этом рельефе от темного к светлому. В этот момент еще есть возможность кистью что-то добавить или исправить, а вот потом следует обжиг, после которого уже поправить ничего нельзя» — рассказал «МР7» художник Сергей Русаков.

Фото: Олег Золото / MR7
Портреты бывших директоров Императорского фарфорового завода, которые выполнены в виде редко используемой технике литофания.

Из мелких деталей разных судеб, как из отдельных кадров хроники, автором сформирована общая «документальная лента» о вошедшем в историю русской культуры Императорском фарфоровом заводе. Подлинность и аналогия, знаковость и абстракция уживаются в изображении узловых этапов истории завода, рассказанной художником через имена. Их вклад в дело неравноценен, многие исчезли бесследно, о многих мы знаем очень мало.

В сложной стилевой палитре художественного пространства автор создал рассказ о мастерах — прославивших завод или безвестных, связавших с ним свою жизнь сознательно или волею случая, ставших легендой или оставшихся в памяти лишь своим участием в производстве. Все это люди, отдавшие фарфору свою жизнь или лишь единожды попробовавшие работу с ним — материалом, требующим огромных человеческих усилий и преданности делу.

Где: Эрмитаж, Главный штаб

Когда: до 26 мая 2022 года

0+