Коммуниста признали виновным за репост цитаты Сартра
Наказание — штраф в 10 тысяч рублей.
9 февраля суд Приморского района Петербурга признал Алексея Филиппова виновным в разжигании ненависти к антикоммунистам и оштрафовал его на 10 тысяч рублей. Недорого. Важнее другое: суд зафиксировал, что цитирование незапрещенной классики — наказуемо.
Эксперт вновь не явилась, сказавшись больной
Алексей Филиппов больше трех лет назад поделился на странице «ВКонтакте» постом с афоризмом французского философа Жана-Поля Сартра, который весьма негативно отзывался об антикоммунистах. В октябре 2020 года на Алексея завели дело и предъявили обвинение по статье 20.3.1 КоАП РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). 9 февраля суд согласился с доводами обвинения.
Все разбирательство по делу уложилось в три заседания. Ни на одно из них не пришли основные обвинители: начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Петербурга Дмитрий Смирнов, зампрокурора Приморского района Макар Куницкий и заместитель прокурора города Сергей Жуковский. На третьем заседании сторону обвинения представлял молодой сотрудник прокуратуры Приморского района.
Не удалось суду пообщаться и с представителем СПбГУ Аллой Тепляшиной, автором лингвистической экспертизы, которая была важной составляющей позиции обвинения. Хотя на втором заседании прокурор Самохин и заявлял: «Экспертиза не имеет решающего значения. Имеет значение то, что по этому поводу думает прокурор».
Причина отсутствия педагога кафедры цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций — больничный. «Она на реабилитации, которая потребует некоторого времени», — констатировала судья Любовь Суворова 9 февраля. Как она и обещала, заседание из-за этого откладывать не стала.
При этом у защитника Алексея Филиппова Татьяны Дьячковой накопилось к доктору наук немало вопросов. Основная претензия — к трактовке термина «антикоммунизм» в экспертизе. Для его пояснения Алла Тепляшина воспользовалась словарём С.А. Кузнецова от 1998 года, времени, когда страна переживала этап отрицания всего советского и ненависти к нему.
— Может ли трактовка такого словаря объективно отражать то, что имел ввиду Сартр в 1960 году? Нет, не может, — заявляет защитник Филиппова Татьяна Дьячкова. — Мы просим приобщить к материалам дела выписку из Большой советской энциклопедии, в статье из которой содержится ссылка на то, как понимали термин в 1961 году. Антикоммунизм понимается не только как «идеология», но и как реальная государственная деятельность, направленная на подавление коммунистических движений. Причём такая деятельность, согласно БСЭ, указывает на фашизацию государства. Следовательно, Сартр, живший во времена, когда была ещё свежа память о Второй мировой войне, знал, что государство, победившее в ней, было коммунистическим. В этом смысле высказывание имеет однозначную трактовку.
«Википедия» подтверждает
Защитник Алексея Филиппова заявляла о нарушениях в оформлении документов прокуратуры. Особенно странными стороне защиты показались многочисленные скриншоты, фигурировавшие в материалах дела.
Нужность снимка группы «Коммунисты Могилёвщины» — паблика, где была опубликована картинка с цитатой, прокурор смог обосновать. Зачем нужно было фото комментариев на странице Филиппова под репостом записи, страницы и скриншот аккаунта некоего Сергея Демидова? Адекватного объяснения не было.
— Скриншот «Википедии» подтверждает, что Жан-Поль Сартр — действительно, французский философ, — заявил прокурор.
Семь причин «почему»
На прошлом заседании защитник Филиппова попросила приобщить к материалам дела книгу французского философа Алена Бадью «Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози?» 2008 года, в которой еще задолго до того, как Филиппов сделал злополучный репост, была точно такая же цитата Сартра. К решающему заседанию суда Татьяне Дьячковой удалось найти переводчика этого издания. Им оказался профессор СПбГУ, большой ценитель и знаток французской философии Сергей Фокин. То есть один сотрудник вуза спокойно цитирует философа, другой признает ту же цитату опасной.
По мнению защитника Татьяны Дьячковой, ситуация абсурдна, как и все следствие, которого вообще не должно было быть, так как:
-
Жан-Поль Сартр — автор цитаты;
-
злополучную фразу перевёл Сергей Фокин;
-
Филиппов совершал научное цитирование фразы, не признанной экстремистской;
-
политическая дискуссия и доводы в ней не являются правонарушением до тех пор, пока нет призыва к физическому уничтожению оппонентов, а в цитате их нет;
-
нигде нет разъяснения, какими документами должно сопровождаться административное расследование, а по статье 28 оно вообще не предусмотрено;
-
сроки вынесения постановления были нарушены: правоохранителям потребовалось 1,5 года с момента выявления правонарушения;
-
срок давности идёт с момента выявления правонарушения. Прокуратура Приморского района не имеет к выявлению правонарушения никакого отношения, его выявила прокуратура Петербурга. К 5 октября 2020 года ведомство уже знает всё. Следовательно, срок давности уже истёк.
— Привлечение Филиппова к ответственности — незаконно и немыслимо. У нас пока Конституцией закреплено верховенство закона, а не мнения прокурора, — завершила итоговую речь Дьячкова.
Несмотря на это, её оппонент всё же запросил для Алексея Филиппова штраф в размере 10 тысяч рублей. И суд занял позицию обвинения.
Татьяна Дьячкова сообщила корреспонденту MR7, что предполагала такое развитие событий.
— Я не расстроена, но озадачена. Мы будем обжаловать постановление вплоть до последней возможной инстанции. Думаем, что адекватность и справедливость должны восторжествовать, — сказала защитница.