Истории

Читать и думать. О бунте молодых

Читать и думать. О бунте молодых
Фото: Ульяна Бондарева

Книги от молодых и бунтующих авторов.

Была такая забавная тема сочинений в позднесоветской школе на излете 1980-х «Легко ли быть молодым». Сочинения такого плана, да и сочинения в целом как форма проверки знаний, ушли в прошлое, а вот тема своей актуальности не потеряла, разве что сформулировать ее можно несколько иначе: «Легко ли быть молодым писателем и изобретать себя в современном мире?» Сегодня «Во весь голос» рассказываем о двух книгах молодых отечественных авторов.

Булат Ханов «Ибупрофен» (18+)

163909089161b28acb035196.65201296.cover.jpg

Булат Ханов — 30-летний казанский писатель, в мире большой современной литературы он далеко не дебютант. Сборник «Ибупрофен» — уже четвертая по счету книга прозаика, свободно переходящего от современной прозы к жанру антиутопии. Разговоров о будущем, которое настигло или настигает нас прямо сейчас в дне сегодняшнем, ведется немало. Роботизация, исчезновение из обихода многих привычных профессий, ренессанс психоанализа и многое другое.

Действие «Ибупрофена» разворачивается в России 2040-х. К этому моменту Юрий Дудь успел стать министром культуры, а вот трудовых мигрантов на стройке роботами все еще не заменили. Понятно, что основные темы сборника произрастают из нашего дня, на страницах книги нас не ждут какие-то необычайные прорывы в области высоких технологий. В объективе Ханова не прогресс науки, а, скорее, регресс человеческой природы, психики, все более подавляемой парадигмой капитализма, способной спровоцировать паническую атаку и не способной привести к пассионарному толчку. Как пела когда-то группа «Сплин»: «Я не живу, я слежу за собственной жизни развитием».

Не раз в книге, рисующей без всякого оптимизма мир недалекого будущего, возникает один и тот же мотив: главные герои, от провинциального политического активиста до офисного работника, вкладывающего каждую свободную копейку в защиту дикой природы, оказываются в прямом смысле парализованы, обездвижены и не могут что-то изменить в подступившем к ним вплотную мире, спасти себя или других: сознание продолжает работать на полную катушку, но возможности для действий нет. Впрочем, в самом последнем рассказе юмор помогает молодым неокоммунистам развернуть нешуточную борьбу за умы несознательного пролетариата и прекариата на порносайтах и сайтах анонимных алкоголиков.

Юмор (а также Маркс и Ленин) если не строить и жить, то хотя бы выживать в будущем помогают!

Иван Шестаков «Реприза» (18+)

164251409661e6c6b0a6ea35.57598465.jpg

Дебютная книга Ивана Шестакова «Реприза» рисует читателю жизнь молодого журналиста, фланера и в меру повесы в современном нам Екатеринбурге. Автор, словно бы понимая, что в столице подобные сюжеты уже неуместны, и поздно брать реванш у «100 франков», взятый едва ли не 20 лет назад минаевским «Духлессом», отправляет своего лирического героя на Урал.

Евгений Куликов — искусствовед по образованию (давно ли мы видели искусствоведов, денбрауновский Роберт Ленгдон не в счет, на главных ролях со времен чеховского профессора Серебрякова) и культурный журналист по долгу службы, мечется между бизнес-элитами, политическими активистами, женщинами, собутыльниками, наконец, сотрудниками ФСБ (которых, к слову, на допросе, тоже призывает в собутыльники) и, как бы между делом, попадает то на светский раут, то на сатанинскую мессу, плохо маскируемую под перформанс. Причем и там, и там в городе-миллионнике мелькают одни и те же персонажи.

Благодаря легкости мыслей необычайной Евгений переходит со службы у одного магната, вернисаж которого как журналист разгромил и скомпрометировал, на службу к другому, чтобы для второго создать уже свою, концептуальную и «настоящую» выставку современного искусства. Заявив ее темой репризу — повторение мотива, уже прозвучавшего в музыкальном произведении как суть и соль современного, повторяющегося и самоповтрояющегося арт-процесса, герой попадает в тенета то ли постмодернизма, то ли метамодерна и постиронии, к которым пытался выплыть, выставляя среди прочих композицию «Слив протеста» — унитаз, с выложенной поверх стульчака туалетной бумагой в форме латинской «V» и маской Гая Фокса. Потерпев как куратор поражение, герой принимает решение и провал (подготовленный журналистами и конкурирующим магнатом) обратить в хеппенинг и просто уничтожает свою же выставку что твой Рихард Вагнер, чтобы после погрома птицей Фениксом вновь вернуться к одному из своих покровителей.

История с созданием и разрушением выставки оказывается начинена еще и чередой любовных происшествий, через которые, не меньше чем через кураторство, герой обретает свой голос и, кажется, помогает обрести его хорошим и разным женщинам и девушкам, его окружившим: от синеволосой школьницы с травматическим опытом в бэкграунде — до грустной и тихой гражданской жены, к слову, художницы.

Есть ощущение, что герой, как и автор, не всегда знают, что бы такое еще сотворить со своей негеройской жизнью, чтобы выйти за рамки репризы, но бунт и протест — вполне себе концепция на все времена для тех, кто решил, как завещал Курт Воннегут, всерьез разочаровать родителей и пойти в искусство.

«Во весь голос». Адрес: улица Маяковского, 19, golosbooks.ru

share
print