Истории

На памятнике «Блокадный трамвай» в Автово оказалось фото фашистов

На памятнике «Блокадный трамвай» в Автово оказалось фото фашистов
Фото: Once Upon a Time in War / сайт

Снимок висит на музейном вагоне со дня открытия в 2007 году.

В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, рассказываем, как на памятнике, посвященном войне, фотография фашистов провисела больше десяти лет.

Разбираемся в ситуации

Петербуржец Владислав заметил фото с изображением фашистов на памятнике «Блокадный трамвай», который находится на проспекте Стачек в Автово. О своей находке он на днях сообщил MR7.

— Проходил мимо этого памятника. Решил посмотреть фото тех времён. Стал вглядываться, чтобы понять, где сделан кадр и что сейчас на том месте. Но вот эта вот фотография несла какое-то зловещее чувство. Мне показалось, что солдаты не советские. Винтовка и ремни на спине бойца не похожи на наши. Потом нашёл подборку снимков «Немцы в Стрельне», среди прочих был и этот кадр. На фото видно что немецкие солдаты идут вдоль разбитых трамваев. В руках несут каски, — рассказал петербуржец.

Также Владислав добавил, что ему непонятна задумка авторов, разместивших солдат вермахта рядом с защитниками Ленинграда.

— Тем более непонятно, кому в таком случае возлагают цветы в памятные даты, — говорит петербуржец.

И хотя фото черно-белое, а люди на нем изображены спиной, с большой долей вероятности можно сказать, что это, действительно, немцы.

На фасаде «Блокадного трамвая» фото появилось, по-видимому, в год открытия — в 2007-м. Памятник сделали из восстановленного трамвайного вагона маршрута № 12 «Барочная улица — Большая Охта» по заказу ГУП «Горэлектротранс».

В пресс-службе компании сказали, что не в курсе ситуации и никак не могут ее прокомментировать.

— Нужно разобраться в теме, — сообщили в «Горэлектротрансе».

Снимок экрана 2022-01-26 в 19.32.10.png

Фото: Администрация Санкт-Петербурга

Фашистский снимок

Как выяснил MR7, каска в руках солдата — типичная для Вермахта, форма также не похожа на обмундирование красноамейцев, к тому же у человека слева на спине явно висит винтовка Mauser 98k. Это магазинная винтовка, официально принятая на вооружение в Германии в 1935 году. Она была основным стрелковым оружием вермахта. Внешне от винтовки Мосина, которой пользовались красноармейцы, она отличается в том числе изгибом приклада, что также видно на фото.

MR7, вслед за Владиславом, нашел подборку фотографий — это легко сделать в поисковике через запрос «оккупированная Стрельна». На других снимках из этой серии уже точно видно, что на фото — фашисты. Они позируют на фоне разрушенных зданий и пустых трамваев, стоя лицом к камере.

Эту же фотографию (с шагающими спиной к камере вдоль разбитых вагонов солдатами) часто выдают и за снимок немцев на окраине Сталинграда. Например, так подписана фотография на сайте Rare Historical Photos (Редкие исторические фотографии) в разделе «Germans at the gates of Stalingrad, 1942−1943» — «Немцы под Сталинградом».

Еще стоит отметить, что фото помечено ватермаркой piter-tram.de, которая перекидывает на странный немецкий сайт о трамваях в Петербурге, созданный Робертом Лейхсенрингом. На этом сайте опубликована и фотокопия статьи петербургского журналиста Сергея Глезерова «Трамвай в плену» из газеты «Невское время», номер от 12 сентября 2001 года. В ней рассказывается о последнем рейсе одного из пригородных трамваев. В сентябре 1941-го он приехал в Стрельну, но на конечной остановке вагоновожатый и пассажиры с ужасом увидели, что их «встречают» захватившие город немцы. По одной из версий, всех, кто был в вагоне, фашисты расстреляли. Исследователь Роберт Лейхсенринг добавляет от себя, что, по другим свидетельствам, в Стрельне остались и другие трамваи, не успевшие выехать с оккупированной территории.

Военная история

«Блокадный трамвай» в Автово установлен недалеко от нынешнего трамвайного парка № 8. Архитектор памятника — Рустам Вафеев, конструктор — Геннадий Лобач. Рядом с вагоном стоят две гранитные стелы с надписями: «Здесь в сентябре 1941 г. Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков» и «„Блокадный трамвай“ типа МС установлен в 2007 г. в честь столетия петербургского трамвая».

Справка

К 1941 году система ленинградских трамвайных парков была крупнейшим транспортным предприятием города. По 42 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла городские окраины и ряд пригородов с центром города.

Во время войны фашисты, занявшие Стрельну, уже думали, что вошли в Ленинград — они увидели трамвайные пути и решили, что уже практически взяли город. Однако оккупанты не знали, что это не городской трамвай, а первый в мире по сути междугородный трамвай, соединяющий Ленинград и Стрельну.

Когда в Ленинграде узнали, что вражеская армия подошла уже к самому городу, трамвайные пути в сторону Стрельны были перекрыты вагонами, загруженными песком и булыжником.

На проспекте Стачек в это время были возведены заградительные сооружения. Всего было использовано более 100 вагонов, которые образовали цепь длинной 800 метров. Также защитники города использовали металлические противотанковые рогатки, бетонные конусы и насыпи песка.

Во время блокады в самом городе из-за постоянных бомбардировок, повреждения путей и обрыва проводов трамваи встали, но уже в марте 1942 года был запущен первый грузовой трамвай, а через месяц — еще пять пассажирских маршрутов в разных частях города.

После войны трамвайная сеть в Ленинграде будет быстро восстанавливаться и расти. К концу 1980-х в городе сформируется самая протяженная трамвайная сеть в мире.

share
print