Истории

Снег: есть чем убирать — а вот везти некуда и скоро будет некому

Снег: есть чем убирать — а вот везти некуда и скоро будет некому
Фото: Елена Михина / MR7

Реальные причины очередного зимнего коллапса в Петербурге.

Закрываются пункты приёма снега, грузовики часами стоят в очередях, не получая прибыли. Тем временем Смольный выделяет очередной миллиард на коммунальную технику и обвиняет бизнес в «злоупотреблении доверием» горожан.

«Бизнесу это попросту неинтересно»

Практически ежедневно на сайте «Госзакупок» появляются новые крупные лоты, касающиеся зимней уборки Петербурга. К примеру, только 18 января ГУДП «Центр» разместил две заявки на аренду автомобилей с водителями на два и три месяца для вывоза снега с дорог регионального значения, а также тротуаров в Адмиралтейском, Центральном, Московском и Невском районах. Потратить на это городская компания готова 8 миллионов рублей. Похожие контракты, но сроком на год, оцениваются в 84−87 миллионов.

Однако, несмотря на внушительные для малого и среднего бизнеса суммы предлагаемых контрактов, ажиотажа нет: частники с автопарком грузовиков и тракторов не особенно стремятся сотрудничать с городом. В конкурсе зачастую участвует лишь одна фирма, с которой в итоге и заключают договор. У этого несколько причин, объясняет MR7 представитель крупной транспортной компании. Она на протяжении нескольких лет ежедневно избавляет Петербург более чем от 2 000 кубометров снега.

—  В этой работе невозможно просчитать ничего, — говорит бизнесмен. —  Например, у вас есть автопарк из 120 единиц. Вы получаете контракт, скажем, на три месяца. Вам нужно, чтобы все 120 единиц были задействованы. А город может в один день попросить 60 машин, в следующий — 100, а через неделю — и вовсе 30−40.

Предприниматель также пожаловался и на точность обмера. С декабря прошлого года комитет по благоустройству решил, что платить частникам будут не за время работы грузовиков, а за кубометры вывезенного снега. Смольный это объяснял тем, что машины приезжали на пункты полупустыми.

Теперь грузовик со снегом должен проехать под сканером, который и вычисляет кубатуру — сколько кубов снега в кузове, за столько и заплатят — и расчёты часто бывают с погрешностями. И теперь на способ расчетов жалуются уже бизнесмены.

— Кроме того, теперь сильно влияет на заработок плотность снега, которую тоже не предугадать. Невозможно загрузить в машину много влажного плотного снега. В итоге она везёт меньше груза, чем может по техническим характеристикам. И бизнесу это попросту неинтересно, — говорит предприниматель.

СНЕГ_инфографика(1).jpg

Фото: Анастасия Романова / MR7

В инфографике — средние значения, а довольно часто бывает, что загрузить в машину удаётся всего 16 кубов снега. Сейчас в Петербурге стремительно закрываются городские пункты приёма, и бизнесу предлагают ездить до иловых карт «Водоканала». Это места, которые обычно используют для сушки ила очистных сооружений. Две из них, которые теперь служат снежными складами, находятся в Новосёлках (Горское шоссе) и на Волхонском шоссе — это больше 30 километров в одну сторону из центра города.

Причём, возвращаясь обратно пустой, машина так же жжёт топливо. Если учесть время на дорогу, водитель успеет сделать в сутки максимум две-три ходки. Город предлагает за это компенсацию, но даже с ней в таких обстоятельствах предприниматели остаются в минусе — не отбивают даже бензин.

Предпринимателям выгоднее, чтобы грузовики стояли по шесть часов в очередях на пункты приёма и плавки, которые куда ближе к центру города, чем ездили по 90 с лишним километров.

— Дело не в количестве техники, мощности есть. Сегодня я отправляю 30 машин со снегом на Новосёлки. Ну допустим, завтра отправлю 50, и даже у отдалённых пунктов будет собираться очередь из грузовиков. Смысла никакого в этом нет, — комментирует предприниматель.

Видео: Анонимный источник
Очереди на пункты приёма снега

Разумеется, бизнесу было бы куда более выгодно иметь хотя бы временные пункты приёма и перегруза прямо под боком — в тех районах, где работают машины. Но это точно не устроит петербуржцев. Горожане уже сейчас возмущаются, что на Дворцовой площади и тротуарах центра вырастают горы. Куча у моста Александра Невского и вовсе достигла невообразимых размеров. Там покоится порядка 60 000 кубов снега.

Согласно перечню пунктов приёма и перегруза снега правительства Петербурга на 2021−2022 год в городе функционируют:

— 11 СПП — снегоплавильных пунктов;
— 7 СИСП — стационарных инженерно-оборудованных снегоприёмных пунктов;
— 46 временных снегоприёмных пунктов;
— 49 пунктов перегруза — площадок в районах, где снег лежит до того, как уехать на один из пунктов приёма.

Всего: 113 адресов. Для сравнения: прошлой зимой их было 129. В этом году количество сократилось за счёт временных снегоприёмных пунктов (их стало на 13 меньше) и пунктов перегруза (не досчитались трёх). Это при том, что на на приём и утилизацию в этот раз выделили на 3 миллиона больше.

К тому же реально функционирует в 2022 году намного меньше адресов. По информации источника, знакомого с ситуацией, уже закрыто 3 СИСП: на Взлётной улице, Ново-Никитской и набережной Обводного канала. Оставшиеся пункты ГУП «Водоканал», по оценке компаний, которые занимаются вывозом снега, стали работать на 40% медленнее по сравнению с прошлым годом. Собеседники MR7 предположили, что это может быть связано с высокой загрязнённостью снега. Из-за этого приходится чаще прочищать шахты приёмочных пунктов.

Было легче, когда в городе функционировали «сухие свалки» (места, где происходит складирование снега, его естественное таяние весной и очистка талых вод) на Шкиперской и Трудовой. Первая исчезла из-за строительства ЗСД, вторая — из-за недопонимания между правительством с прокуратурой города.

— На Трудовой — огромная территория, больше 10 Га. Сейчас её не используют из-за боязни некоего преследования. Там нужно верно организовать процедуру, нельзя всё просто завалить снегом, — объясняет источник, знакомый с ситуацией. — Ведь снег с песком, иными загрязнителями, по мнению прокуратуры, изначально является отходом, хотя по законодательству таковым не является. Тем не менее, прокуратура пишет предостережения. Нынешнее руководство почему-то не хочет брать на себя ответственность и участвовать в переговорах с прокуратурой, несмотря на коллапс.

При этом сейчас профильный комитет преподносит открытие новых временных пунктов как чудо, утверждая, что это спасёт город от снежного коллапса. Ну, а председатель ведомства Петербурга Василий Пониделко на пресс-конференции ТАСС 20 января пообещал обзавестись ещё тремя снегоплавильными пунктами в городе. Однако дату, когда они начнут функционировать, не уточнил.

А уже на пресс-конференции информагентства 23 января губернатор Петербурга Александр Беглов обвинил бизнес «в злоупотреблении доверием» горожан и заявил, что уборка в скором времени полностью перейдёт в ведение властей.

«Недофинансирование» или неслаженная работа

Парк уборочной техники в Петербурге достаточно солидный — больше 2 000 единиц только у больших игроков. Глобально за чистоту в городе отвечают восемь организаций. Две из них частные: ООО «Северное» (Калининский р-н), АО «Автопарк № 7 Спецтранс» (Невский р-н) — и шесть подведомственных комитету по благоустройству:

  • ГУДП «Центр» (дороги регионального значения, Адмиралтейский, Центральный, Московский, Невский, Фрунзенский районы);

  • ГУДП «Путь» (Красносельский, Кировский);

  • ГУДСП «Петродворцовое» (Петродворцовый);

  • ГУДСП «Курортное» (Курортный);

  • ГУСПП «Красносельское» (Красносельский);

  • ГУСПП «Южное» (Московский).

Как движутся деньги

1. Правительство Петербурга выделяет средства комитету по благоустройству;
2. Комитет размещает закупку на необходимые работы, проводит электронные аукционы и заключает договоры подряда с победителями — на данный момент восемью основными компаниями;
3. Те в свою очередь могут также объявить закупку на часть работ и выбрать субподрядчиков из представителей малого и среднего бизнеса.

Причём техника обновляется довольно регулярно. Последние масштабные закупки были в 2017 году. Тогда ГУДП «Центр» взял кредит на 3 миллиарда рублей и приобрел 471 единицу. Разумеется, не все из них ринулись убирать центральные районы. Компания распределила многофункциональные машины с навесным оборудованием, погрузчики и тракторы между другими государственными предприятиями. Ну, а город в свою очередь помог ГУДП выплатить ссуду.

В 2020 и 2021 комитет заявил, что вновь нуждается в замене 440 единиц техники — это немногим меньше одной четверти всего парка — и запросил на это вполне логичные 3,5 миллиарда рублей. Судя по сайту «Госзакупок», в это же время из личной прибыли ГУДП «Центр» приобрело коммунальных машин ещё более чем на 60 миллионов, ГУДП «Путь» — на 22,2 миллиона, а ГУДСП «Курортное» — на 1,5.

Ещё 1 миллиард рублей правительство выделило на новые машины в 2022 году. Его, по всей видимости, планируют вновь потратить на снегоуборочную технику. Как сообщил председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко на пресс-конференции в ТАСС, «„КАМАЗы“ не нужны в больших количествах, а необходима техника для работы на тротуарах»".

По мнению источника, близкого к ситуации, ежегодные траты на технику неизбежны, ведь купить 100 машин на все времена невозможно. Они выходят из строя, ломаются, нуждаются в запчастях. К тому же хорошо иметь единицы про запас.

photo_2022-01-23_00-41-01.jpg

Фото: Елена Михина / MR7
На Петроградской стороне

Тем не менее, сейчас город с точки зрения уборочной техники явно не в бедственном положении, учитывая, что организации-гиганты нанимают на субподряд малый и средний бизнес, у которого тоже есть свои автопарки. Словом, убирать снег и собирать его в кучи на обочинах — есть чем.

— Не хватает межведомственного взаимодействия, — считает эксперт. — До сих пор возможна ситуация, когда на свежепочищенную дорогу, что в ведении комблага, дворники, за которых отвечает жилищный комитет, выпихивают снег из дворов или кровельщики сваливают с крыш. Хотя работу пытались наладить, ещё когда вице-губернатором был Игорь Албин. Почему-то не очень востребованной оказывается практика уборки города вместе с экипажами ГИБДД и эвакуаторами, которые переставляют мешающие автомобили.

Вернуться к идее, что заваливать очищенные дороги снегом с крыш не стоит, власти вновь решили в этом году, причём опять преподнесли её как удивительное управленческое решение.

При этом расходы на содержание дорог растут год от года. По сравнению с бюджетом 2017, на эту статью в 2022 выделили на 6 миллиардов больше. При этом вице-губернатор Анатолий Повелий, которого пресса уже окрестила «снежным», продолжает говорить о «недофинансировании отрасли» как об основной проблеме. Однако, похоже, в Смольном всё же заметили и другие, более существенные и реальные проблемы. На днях власти заявили, что будут полностью реформировать систему очистки города от снега и льда. А пока MR7 поинтересовался, как именно комитет по благоустройству намерен тратить выделенные средства. Мы обязательно сообщим об ответе, как только он поступит от ведомства.

share
print