Истории

Снег: есть чем убирать — а вот везти некуда и скоро будет некому

Снег: есть чем убирать — а вот везти некуда и скоро будет некому
Фото: Елена Михина / MR7

Реальные причины очередного зимнего коллапса в Петербурге.

Закрываются пункты приёма снега, грузовики часами стоят в очередях, не получая прибыли. Тем временем Смольный выделяет очередной миллиард на коммунальную технику и обвиняет бизнес в «злоупотреблении доверием» горожан.

«Бизнесу это попросту неинтересно»

Практически ежедневно на сайте «Госзакупок» появляются новые крупные лоты, касающиеся зимней уборки Петербурга. К примеру, только 18 января ГУДП «Центр» разместил две заявки на аренду автомобилей с водителями на два и три месяца для вывоза снега с дорог регионального значения, а также тротуаров в Адмиралтейском, Центральном, Московском и Невском районах. Потратить на это городская компания готова 8 миллионов рублей. Похожие контракты, но сроком на год, оцениваются в 84−87 миллионов.

Однако, несмотря на внушительные для малого и среднего бизнеса суммы предлагаемых контрактов, ажиотажа нет: частники с автопарком грузовиков и тракторов не особенно стремятся сотрудничать с городом. В конкурсе зачастую участвует лишь одна фирма, с которой в итоге и заключают договор. У этого несколько причин, объясняет MR7 представитель крупной транспортной компании. Она на протяжении нескольких лет ежедневно избавляет Петербург более чем от 2 000 кубометров снега.

—  В этой работе невозможно просчитать ничего, — говорит бизнесмен. —  Например, у вас есть автопарк из 120 единиц. Вы получаете контракт, скажем, на три месяца. Вам нужно, чтобы все 120 единиц были задействованы. А город может в один день попросить 60 машин, в следующий — 100, а через неделю — и вовсе 30−40.

Предприниматель также пожаловался и на точность обмера. С декабря прошлого года комитет по благоустройству решил, что платить частникам будут не за время работы грузовиков, а за кубометры вывезенного снега. Смольный это объяснял тем, что машины приезжали на пункты полупустыми.

Теперь грузовик со снегом должен проехать под сканером, который и вычисляет кубатуру — сколько кубов снега в кузове, за столько и заплатят — и расчёты часто бывают с погрешностями. И теперь на способ расчетов жалуются уже бизнесмены.

— Кроме того, теперь сильно влияет на заработок плотность снега, которую тоже не предугадать. Невозможно загрузить в машину много влажного плотного снега. В итоге она везёт меньше груза, чем может по техническим характеристикам. И бизнесу это попросту неинтересно, — говорит предприниматель.

СНЕГ_инфографика(1).jpg

Фото: Анастасия Романова / MR7

В инфографике — средние значения, а довольно часто бывает, что загрузить в машину удаётся всего 16 кубов снега. Сейчас в Петербурге стремительно закрываются городские пункты приёма, и бизнесу предлагают ездить до иловых карт «Водоканала». Это места, которые обычно используют для сушки ила очистных сооружений. Две из них, которые теперь служат снежными складами, находятся в Новосёлках (Горское шоссе) и на Волхонском шоссе — это больше 30 километров в одну сторону из центра города.

Причём, возвращаясь обратно пустой, машина так же жжёт топливо. Если учесть время на дорогу, водитель успеет сделать в сутки максимум две-три ходки. Город предлагает за это компенсацию, но даже с ней в таких обстоятельствах предприниматели остаются в минусе — не отбивают даже бензин.

Предпринимателям выгоднее, чтобы грузовики стояли по шесть часов в очередях на пункты приёма и плавки, которые куда ближе к центру города, чем ездили по 90 с лишним километров.

— Дело не в количестве техники, мощности есть. Сегодня я отправляю 30 машин со снегом на Новосёлки. Ну допустим, завтра отправлю 50, и даже у отдалённых пунктов будет собираться очередь из грузовиков. Смысла никакого в этом нет, — комментирует предприниматель.

Видео: Анонимный источник
Очереди на пункты приёма снега

Разумеется, бизнесу было бы куда более выгодно иметь хотя бы временные пункты приёма и перегруза прямо под боком — в тех районах, где работают машины. Но это точно не устроит петербуржцев. Горожане уже сейчас возмущаются, что на Дворцовой площади и тротуарах центра вырастают горы. Куча у моста Александра Невского и вовсе достигла невообразимых размеров. Там покоится порядка 60 000 кубов снега.

Согласно перечню пунктов приёма и перегруза снега правительства Петербурга на 2021−2022 год в городе функционируют:

— 11 СПП — снегоплавильных пунктов;
— 7 СИСП — стационарных инженерно-оборудованных снегоприёмных пунктов;
— 46 временных снегоприёмных пунктов;
— 49 пунктов перегруза — площадок в районах, где снег лежит до того, как уехать на один из пунктов приёма.

Всего: 113 адресов. Для сравнения: прошлой зимой их было 129. В этом году количество сократилось за счёт временных снегоприёмных пунктов (их стало на 13 меньше) и пунктов перегруза (не досчитались трёх). Это при том, что на на приём и утилизацию в этот раз выделили на 3 миллиона больше.

К тому же реально функционирует в 2022 году намного меньше адресов. По информации источника, знакомого с ситуацией, уже закрыто 3 СИСП: на Взлётной улице, Ново-Никитской и набережной Обводного канала. Оставшиеся пункты ГУП «Водоканал», по оценке компаний, которые занимаются вывозом снега, стали работать на 40% медленнее по сравнению с прошлым годом. Собеседники MR7 предположили, что это может быть связано с высокой загрязнённостью снега. Из-за этого приходится чаще прочищать шахты приёмочных пунктов.

Было легче, когда в городе функционировали «сухие свалки» (места, где происходит складирование снега, его естественное таяние весной и очистка талых вод) на Шкиперской и Трудовой. Первая исчезла из-за строительства ЗСД, вторая — из-за недопонимания между правительством с прокуратурой города.

— На Трудовой — огромная территория, больше 10 Га. Сейчас её не используют из-за боязни некоего преследования. Там нужно верно организовать процедуру, нельзя всё просто завалить снегом, — объясняет источник, знакомый с ситуацией. — Ведь снег с песком, иными загрязнителями, по мнению прокуратуры, изначально является отходом, хотя по законодательству таковым не является. Тем не менее, прокуратура пишет предостережения. Нынешнее руководство почему-то не хочет брать на себя ответственность и участвовать в переговорах с прокуратурой, несмотря на коллапс.

При этом сейчас профильный комитет преподносит открытие новых временных пунктов как чудо, утверждая, что это спасёт город от снежного коллапса. Ну, а председатель ведомства Петербурга Василий Пониделко на пресс-конференции ТАСС 20 января пообещал обзавестись ещё тремя снегоплавильными пунктами в городе. Однако дату, когда они начнут функционировать, не уточнил.

А уже на пресс-конференции информагентства 23 января губернатор Петербурга Александр Беглов обвинил бизнес «в злоупотреблении доверием» горожан и заявил, что уборка в скором времени полностью перейдёт в ведение властей.

«Недофинансирование» или неслаженная работа

Парк уборочной техники в Петербурге достаточно солидный — больше 2 000 единиц только у больших игроков. Глобально за чистоту в городе отвечают восемь организаций. Две из них частные: ООО «Северное» (Калининский р-н), АО «Автопарк № 7 Спецтранс» (Невский р-н) — и шесть подведомственных комитету по благоустройству:

  • ГУДП «Центр» (дороги регионального значения, Адмиралтейский, Центральный, Московский, Невский, Фрунзенский районы);

  • ГУДП «Путь» (Красносельский, Кировский);

  • ГУДСП «Петродворцовое» (Петродворцовый);

  • ГУДСП «Курортное» (Курортный);

  • ГУСПП «Красносельское» (Красносельский);

  • ГУСПП «Южное» (Московский).

Как движутся деньги

1. Правительство Петербурга выделяет средства комитету по благоустройству;
2. Комитет размещает закупку на необходимые работы, проводит электронные аукционы и заключает договоры подряда с победителями — на данный момент восемью основными компаниями;
3. Те в свою очередь могут также объявить закупку на часть работ и выбрать субподрядчиков из представителей малого и среднего бизнеса.

Причём техника обновляется довольно регулярно. Последние масштабные закупки были в 2017 году. Тогда ГУДП «Центр» взял кредит на 3 миллиарда рублей и приобрел 471 единицу. Разумеется, не все из них ринулись убирать центральные районы. Компания распределила многофункциональные машины с навесным оборудованием, погрузчики и тракторы между другими государственными предприятиями. Ну, а город в свою очередь помог ГУДП выплатить ссуду.

В 2020 и 2021 комитет заявил, что вновь нуждается в замене 440 единиц техники — это немногим меньше одной четверти всего парка — и запросил на это вполне логичные 3,5 миллиарда рублей. Судя по сайту «Госзакупок», в это же время из личной прибыли ГУДП «Центр» приобрело коммунальных машин ещё более чем на 60 миллионов, ГУДП «Путь» — на 22,2 миллиона, а ГУДСП «Курортное» — на 1,5.

Ещё 1 миллиард рублей правительство выделило на новые машины в 2022 году. Его, по всей видимости, планируют вновь потратить на снегоуборочную технику. Как сообщил председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко на пресс-конференции в ТАСС, «„КАМАЗы“ не нужны в больших количествах, а необходима техника для работы на тротуарах»".

По мнению источника, близкого к ситуации, ежегодные траты на технику неизбежны, ведь купить 100 машин на все времена невозможно. Они выходят из строя, ломаются, нуждаются в запчастях. К тому же хорошо иметь единицы про запас.

photo_2022-01-23_00-41-01.jpg

Фото: Елена Михина / MR7
На Петроградской стороне

Тем не менее, сейчас город с точки зрения уборочной техники явно не в бедственном положении, учитывая, что организации-гиганты нанимают на субподряд малый и средний бизнес, у которого тоже есть свои автопарки. Словом, убирать снег и собирать его в кучи на обочинах — есть чем.

— Не хватает межведомственного взаимодействия, — считает эксперт. — До сих пор возможна ситуация, когда на свежепочищенную дорогу, что в ведении комблага, дворники, за которых отвечает жилищный комитет, выпихивают снег из дворов или кровельщики сваливают с крыш. Хотя работу пытались наладить, ещё когда вице-губернатором был Игорь Албин. Почему-то не очень востребованной оказывается практика уборки города вместе с экипажами ГИБДД и эвакуаторами, которые переставляют мешающие автомобили.

Вернуться к идее, что заваливать очищенные дороги снегом с крыш не стоит, власти вновь решили в этом году, причём опять преподнесли её как удивительное управленческое решение.

При этом расходы на содержание дорог растут год от года. По сравнению с бюджетом 2017, на эту статью в 2022 выделили на 6 миллиардов больше. При этом вице-губернатор Анатолий Повелий, которого пресса уже окрестила «снежным», продолжает говорить о «недофинансировании отрасли» как об основной проблеме. Однако, похоже, в Смольном всё же заметили и другие, более существенные и реальные проблемы. На днях власти заявили, что будут полностью реформировать систему очистки города от снега и льда. А пока MR7 поинтересовался, как именно комитет по благоустройству намерен тратить выделенные средства. Мы обязательно сообщим об ответе, как только он поступит от ведомства.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности