20 января в Приморском районном суде состоялось второе заседание по «цитатному» делу. В репосте фразы Сартра трёхлетней давности, который сделал коммунист Алексей Филиппов, прокуратура усмотрела разжигание вражды. Но доказать это правоохранители пока не смогли, как ни пытались. Не помогла даже экспертиза СПбГУ.
Коммунист в немилости
Больше трёх лет назад член КПРФ Алексей Филиппов поделился на странице в «ВКонтакте» постом с афоризмом французского философа Жан-Поля Сартра, в котором тот нелестно отзывается об антикоммунистах. Теперь его обвиняют в разжигании вражды или ненависти по ст. 20.3.1 КоАП РФ. Максимум, что может грозить, если вину докажут, — это штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, до 100 часов обязательных работ или арест до 15 суток
Дело на петербуржца возбудили ещё в октябре 2020-го. 1 декабря 2021-го оно поступило в суд. На первом заседании, которое состоялось 11 января, прокурор признал, что изречение принадлежит не лично обвиняемому, а Сартру. Этого оказалось недостаточно, чтобы прекратить разбирательства. И, вооружившись лингвистической экспертизой из Санкт-Петербургского госуниверситета, прокуроры продолжили вести дело.
У здания суда и у зала заседания собрались журналисты, сочувствующие и однопартийцы обвиняемого Алексея Филиппова, члены петербургского отделения КПРФ. В общей сложности — около 70 человек. Начало задержали на час. И узкий коридор перед 210-м залом превратился в трибуну для политических и философских споров: о трудоустройстве пенсионеров, экзистенциализме и ситуации в стране. Это парламент у нас не место для дискуссий, а суд — пожалуйста. Правда, периодически споры прерывались собачьим лаем и возгласами: «Отодвиньтесь, конвой идёт!»
Пришедшие поддержать Филиппова и журналисты. Фото: Анастасия Романова / MR7
Подсудимый Алексей Филиппов явился на заседание в красной партийной маске и заявил журналистам, что вину не признаёт, а экспертизой разочарован:
— Там ссылочки на «Википедию», и то кусочками. Как-то грустно, ведь я и сам окончил факультет политологии СПбГУ в начале «нулевых». Тогда было значительно строже.
Алексей не связывает грозящую «административку» ни с партийной принадлежностью, ни с политической деятельностью.
Алексей Филиппов у зала суда. Фото: Анастасия Романова / MR7
— Повестка пришла — факт, в прокуратуре я был — факт. Не буду гадать, с чем это может быть связано. Отношение к КПРФ не сильно поменялось после выборов. Я в партии уже 20 лет, и она всегда была в немилости, — прокомментировал коммунист, но добавил: — Сейчас ситуация в стране катастрофически ухудшается, это реальная практика властей по закручиванию гаек.
А та ли статья?
Судья по делу Филиппова — Любовь Суворова. Первое заседание, 11 января, кончилось ничем, ведь обвинители не смогли по существу ответить на вопросы защиты. Неясно даже, чьему авторству принадлежат скриншоты со страницы члена КПРФ (это так и останется тайной).
Чтобы выяснить все обстоятельства, 20 января на процесс пригласили начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Петербурга Дмитрия Смирнова, который и пожаловался на Филиппова в петербургский Центр «Э» ГУ МВД, зампрокурора Приморского суда Макару Куницкому и заместителю прокурора города Сергею Жуковскому.
Ни один из них не посчитал нужным присутствовать на заседании по делу, которое получило такую огласку. Правоохранители «делегировали полномочия», а попросту послали отдуваться вместо себя младших коллег из прокуратуры Приморского района. Один молодой человек представился прессе Ярославом Самохиным, а другой от публичности воздержался.
Не пришла на процесс и эксперт, которая готовила заключение, — преподаватель кафедры цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Алла Тепляшина. К слову, в начале 2021-го именно она активно выступала на комиссии за отчисление студентки Елены Скворцовой, признанной иностранным агентом. Причина неявки тривиальная — педагог сейчас на больничном.
— Настоящее судебное заседание, — лишь возмущённо вздохнула судья Любовь Суворова.
Если прежде основная линия защиты была в том, что подсудимый произвёл «научное цитирование» незапрещённой литературы, то теперь адвокат Филиппова Татьяна Дьячкова настаивает на том, что обвинение некомпетентно, поскольку выбрало неверную статью для её подзащитного.
Адвокат настаивает, что в экспертизе, которую подготовили в СПбГУ, за личной подписью начальника Центра экспертиз вуза Антона Попова, сказано, что высказывание Сартра содержит «признаки унижения достоинства человека по мотивам политической, идеологической ненависти либо вражды». При этом ст. 20.3.1 КоАП РФ таких формулировок не содержит. По ней можно осудить человека, который совершил «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе».
Зал №210 Приморского районного судаФото: Анастасия Романова / MR7
Представители прокуратуры заявили, что «антикоммунисты» и есть та социальная группа, к которой возбуждал вражду Филиппов. Это, как отметила адвокат Дьячкова, противоречит материалам обвинения:
— Посмотрите письмо от 29 сентября 2020 года от заместителя прокурора города ректору [СПбГУ] Кропачеву, где первый просит проверить, относятся ли антикоммунисты к социальной группе. Эксперт им и говорит, что не являются антикоммунисты социальной группой, ибо обособить их невозможно. Эта экспертиза, как вы нам заявили, оказалась для вас недостаточной, поэтому вы запросили ещё одну, где подобный вопрос уже перед специалистами не поставили.
В зале послышался смех. Показалось, что даже судья улыбается под маской. Прокуроры то краснели, то бледнели, даже попросили разрешения открыть окно, но пропустили речь адвоката мимо ушей и продолжили настаивать на своём. На установление объективной стороны ушло порядка 30 минут заседания.
Книгу — в доказательства
Следующий камень преткновения — «кому принадлежит та идеологическая и политическая ненависть, которую усмотрели в цитате». Прежде прокуратура признала: автор цитаты — Жан-Поль Сартр. Однако сегодня обвинение решило немного изменить трактовку: философ писал на французском и точного перевода цитаты раздора на русский язык нет. Поэтому, по логике следствия, её, видимо, можно считать высказыванием обвиняемого.
Но и на это у адвоката нашёлся козырь в рукаве: доказательство, которое Татьяна Дьячкова попросила приобщить к делу. Им оказалась книга французского философа Алена Бадью «Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози?», которую защитник гордо подняла вверх. В аннотации книги и её восьмой главе фраза Сартра дана в русском переводе. Именно в этом виде (на русском) высказывание появилось на картинке с портретом Сартра, которого автор экспертизы Алла Тепляшина назвала «мужчиной в очках». Этот демотиватор репостнул к себе на стену Филиппов.
Алексей Филиппов с книгой-доказательством. Фото: Анастасия Романова / MR7
Вишенка на торте — книгу, созданную ООО «Академия Исследования Культуры», выпустили в типографии издательства СПбГУ. Наверное, тогда университет не смутили слова, разжигающие «политическую, идеологическую ненависть либо вражду». Копии страниц судья Любовь Суворова приобщила к материалам дела.
Тем не менее всего этого для вынесения приговора сегодня оказалось недостаточно. Судья всё же хочет выслушать мнение специалиста Аллы Тепляшиной и вновь направит ей повестку.
— Надеюсь, она к тому времени выздоровеет. Но если эксперт снова не сможет явиться, то в следующий раз это не станет причиной, чтобы отложить рассмотрение, — заявила судья Суворова.
Третье слушание состоится 9 февраля. Сегодняшним заседанием адвокат осталась недовольна: «Ваша честь, ну прокуратура же уже во всём призналась», — резюмировала Татьяна Дьячкова.