Истории

Читать и думать. В картинках

Читать и думать. В картинках
Фото: Ульяна Бондарева

Комиксы: не по-детски

Только недавно MR7 рассказывал о шорт-листе конкурса, который проводит петербургское издательство «Бумкнига», специализирующееся на публикации комиксов. Сегодня сотрудники молодого книжного магазина «Во весь голос» подробнее расскажут о современных комиксах, которые давно перестали быть просто картинками и репликами героев — простым чтением для детей и подростков.

Книги комиксов, подобно кинематографу в начале XX века, прошли свой путь от низкого жанра, своеобразной новой «библии для неграмотных», подкинутой миллионам невидимой и беспощадной рукой рынка, до образцов высокого стиля, шедевров рисунка и книгоиздания, занимающих почетные места на книжных полках интеллектуалов и эстетов.

Посмотрим на три переводных комикса все от того же издательства «Бумкнига», увидевших свет под занавес 2021 года.

Брехт Эвенс. «Пантера»

164069561161cb073b1b18a3.30291259.jpg

Бельгийского художника Брехта Эвенса называют едва ли не главной надеждой европейского комикса. «Пантера» (в декабре 2021-го вышло уже второе издание комикса в России) — сложносочиненная и невероятно красиво нарисованная история, словно бы состоящая из подсвеченных стробоскопом пятнышек на шкуре грациозного хищника. Интерпретировать историю можно очень по-разному: явь, фантазии и сны перетекают друг в друга, детство ускользает, а темнота детской с каждым эпизодом все сильнее приковывает к себе героиню — девочку Кристину, теряющую любимого котенка в самом начале истории. Словно бы на смену домашнему питомцу приходит по ночам воображаемый друг, Пантера, наследный принц далекой страны Пантерии. Картофель фри и брокколи он предпочитает стейку, он танцует, пьет чай и никогда не врет, он обольщает, он манит. Он появляется из нижнего ящика комода и туда же, в свое царство, уводит в день рождения маленькую Кристину…

Ларс Фиске. «Дж. Грос» (18+)

164009447761c1db0dc841e8.61423111.jpg

Если графическое воплощение визионерского полусна-полубреда в ритме данс макабр кажется вполне естественным и логичным, то рассказанная средствами комикса биография реально жившего, не вымышленного персонажа видится не самой простой из задач. Норвежский художник Ларс Фиске берется за комикс о жизни художника-дадаиста Георга Гросса и делает это с такой удалью, что ощущение после просмотра-прочтения одно: будто прослушал пластинку со сложной и стремительной джазовой композицией, промчавшись сквозь бьющийся в лихорадке кабареточных огней и свингующий Берлин 1910−1920-х, чтобы затем очутиться в Нью-Йорке, а после Второй мировой вернуться в Берлин. Денди, позер, американофил, художник Георг Гросс меняет имя на Джордж Грос, красуется, дерется, создает острополитические шаржи и иллюстрации, переживает уже за океаном новость о провозглашении его работ в нацистской Германии «дегенеративным» искусством, открывает собственную школу искусств и возвращается на океанском лайнере на родину. Последняя страница предсказуема, но на то дададисты и были великими магами и обманщиками, чтобы в маске смерти в финале истории нам улыбнулся главный герой, сумевший примерить на себя за жизнь длиной в 65 лет десятки ролей и образов. Добавим к этому энергичную и тонкую рисовку в духе самого Гросса и получим идеальную историю о жизни художника, переданную его же выразительными средствами.

Бен Хейсеманс. «Юбер»

164009459261c1db801bc1c5.63423964.jpg

Об искусстве говорит с читателем и третий комикс для взрослых в нашей подборке: «Юбер» (ссылка: https://golosbooks.ru/good/13720/) — история об одиноком горожанине, готовом проводить часы до закрытия в Брюссельском музее искусств и по зову сердца срываться на машине в Париж лишь для того, чтобы постоять в музее Орсэ перед любимыми картинами. Юбер любит красоту, зачарован ею. По вечерам он копирует работы старых мастеров, а вдохновение ему дарит молодая соседка из дома напротив, имеющая обыкновение поливать цветы в одной легкой майке. Искусство, оно ведь не только про прямой взгляд, оно еще и про подглядывание и недоговорки, взгляд с привкусом стыда и взгляд украдкой. Городскому одинокому чудаку Юберу дано именно такое чувство прекрасного, и он несет его сквозь толпы случайных посетителей музея с их бесконечными и назойливыми селфи, капризничающими и упирающимися детьми. В этом комиксе удивляет множество очень подробных мелких кадров: вот герой завтракает, вот он ведет машину, вот распаковывает ноутбук. Но именно сквозь этот однородный, с легкой рябью шум повседневности с особой нежностью и красотой проглядывают эпизоды встреч с искусством как самые сокровенные свидания в жизни главного героя.

«Во весь голос». Адрес: улица Маяковского, 19, golosbooks.ru

share
print