MR7+1Город

Как решать экологические проблемы, когда ты просто человек


версия для печати
Как мотивировать правительства и компании остужать планету.
Как решать экологические проблемы, когда ты просто человек Фото: pixabay.com

Действительно ли отказ от пластиковых пакетов и сортировка мусора могут спасти планету от климатической катастрофы? Plus-one.ru разбирался, что для этого нужно сделать.

В шотландском Глазго прошла Конференция ООН по изменению климата COP26. Главы государств и крупных компаний, ученые и экоактивисты обсудили, как не допустить роста глобального потепления и избежать связанных с ним последствий. Plus-one.ru спросил у представителей компании Unilever, ключевого партнера саммита ООН, и общественного движения «Раздельный сбор», что каждый из нас может сделать для предотвращения мировой катастрофы.

1. Начните с себя

Прежде всего Unilever советует экономить ресурсы — сокращать расход электроэнергии, тепла, бумаги и так далее, ведь при их производстве, транспортировке и утилизации выделяется большое количество парниковых газов. Такие шаги, помноженные на десятилетия, помогут позаботиться о климате:

  • подключите двухтарифный счетчик электроэнергии — он позволяет оплачивать ее потребление по дневному и ночному тарифу, что приводит к экономии;
  • сократите потребление горячей воды;
  • установите бачок унитаза с двумя режимами смыва — полный бак и половина;
  • покупайте энергосберегающую технику и лампы (светодиодные);
  • пользуясь посудомоечной машиной, загружайте ее полностью;
  • откажитесь от сушильной машины, если у вас ее нет, и пользуйтесь ею как можно реже, если она у вас уже есть;
  • не загромождайте батареи мебелью и не закрывайте их плотными шторами;
  • накрывайте кастрюли и сковородки крышками при готовке;
  • используйте систему автоматического включения света;
  • регулярно мойте окна, чтобы света дома хватало и без ламп;
  • не оставляйте компьютер и ноутбук надолго включенными или в спящем режиме;
  • распечатывайте документы с двух сторон листа;
  • откажитесь от покупки канцелярских товаров из ПВХ — этот материал трудно переработать;
  • сортируйте мусор и сдавайте его в переработку, а отслужившую технику, лампы и батарейки — на безопасную утилизацию;
  • избегайте покупок блокнотов, ручек, папок — они служат недолго и быстро превращаются в мусор;
  • не пользуйтесь одноразовыми вещами, особенно посудой из ПВХ и пластика номер 7 (Other);
  • покупайте бытовую химию, гигиенические средства и косметику в больших упаковках либо в концентрированном виде, чтобы потреблять меньше пластиковой упаковки;
  • установите на раковину измельчитель (диспоузер) для утилизации пищевых отходов либо утилизируйте их в блендере и смывайте в унитаз.

Видео: pixabay.com

2. Станьте активистом

«Отказаться от одноразовых стаканчиков и ходить везде со своей бутылкой — это, конечно, правильно, но многие проблемы так решить нельзя. Нужна активность другого уровня — объединяться, вникать в проблемы», — говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный сбор» Анна Гаркуша.

Любой гражданин может связаться с такими авторитетными организациями, как «РазДельный сбор», WWF, Greenpeace, «ЭКА» и так далее, и узнать, чем он может быть им полезен в борьбе с изменением климата.

В 2018 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) выпустила доклад о необходимости ограничить глобальное потепление планкой в 1,5 °C по сравнению с доиндустриальной эпохой. Ученые подчеркивали: уже случившееся потепление на 1 °C увеличило частоту и интенсивность наводнений, засух, ураганов и других стихийных бедствий. Чтобы сдержать изменение климата, необходимо к 2030 году уменьшить общемировые выбросы CO2 на 45% по сравнению с 2010 годом, а к середине века совсем прекратить выбросы парниковых газов. Если же все оставить как есть, в мире потеплеет на 1,5 °С между 2030 и 2052 годом, а к концу столетия — на 3−4 °С.

3. Пишите посты и письма

Если вы считаете, что компании не учитывают изменения климата (к примеру, генерируют много CO2, метана и других парниковых газов), изложите письменно ваше видение проблемы и ее решения и отправьте почтой на адрес фирмы. А еще лучше — сделайте пост в соцсетях, дав компании дельный совет и отметив ее аккаунт. К примеру, предложите идею, как решать проблему, оставьте отзыв, как улучшить конкретный товар или бренд. Как правило, бизнес учитывает такие обращения и старается меняться, пусть и не молниеносно.

Если же речь идет об администрации президента или министерстве природных ресурсов, то туда лучше отправлять официальные письма, четко изложив суть вопроса и свою инициативу. Помните, чиновники ведут статистику обращений на те или иные темы и при шквале писем могут даже созвать специальную комиссию для разбора проблемы.

В пользе таких методов уверены и в «Раздельном сборе», и в компании Unilever.

4. Собирайте круглые столы

Unilever предлагает на деловые мероприятия звать представителей компаний и экологических экспертов, чтобы вместе обсуждать конкретные проблемы.

Международная корпорация по производству косметики, бытовой химии и продуктов питания Unilever сокращает выбросы CO2 на собственных предприятиях, выделяет деньги на восстановление лесов, земель и водных ресурсов по всему миру. В сентябре 2020 года компания пообещала до 2030 года вложить € 1 млрд в собственный Фонд климата и природы, чтобы вести исследования в области биотехнологий, низкоуглеродной химии, внедрения биоразлагаемых и водосберегающих материалов.

Unilever — ключевой партнер климатической конференции ООН в Глазго. Компания призывает бизнес, общество и власти всех стран разработать дорожную карту для всех целей, которые обсуждали на COP26. В частности, компания предлагает постепенно отказаться от угля и другого ископаемого топлива, разработать и внедрить квоты на выбросы CO2, которые отражали бы цену реальных последствий изменения климата, массово перейти на возобновляемые источники энергии и электромобили.

5. Поддерживайте петиции экологов и экоактивистов

Простой способ привлечь внимание к проблеме — создать петицию на платформе Change.org. Однако Анна Гаркуша обращает внимание на то, что частные лица создают множество разных петиций, они набирают в среднем 500 голосов, а затем «глохнут». Поэтому лучше поддерживать те инициативы, которые размещают на площадке профильные общественные организации.

Создать петицию на платформе «Российская общественная инициатива» (РОИ) сложнее, но и это возможно. По закону, если такая петиция носит общефедеральный характер и набирает 100 тыс. голосов, она передается на рассмотрение экспертам при правительстве России. А те или дают рекомендации чиновникам по ее реализации, или отклоняют инициативу. Однако такая петиция все равно поможет привлечь внимание к проблеме.

Поэтому подписывайте и шерьте!

6. Участвуйте в рабочих группах

Став активистом заметного экологического движения (их список приводим ниже), можно выступать с конкретными предложениями на заседаниях рабочих групп при региональных ведомствах и муниципалитетах. А заодно — познакомиться с представителями крупных промышленных компаний и наладить с ними коммуникацию по климатическим проектам.

7. Поддерживайте экологические организации

Впрочем, становиться активистом вовсе не обязательно. Если времени и сил участвовать в акциях нет, достаточно регулярно распространять сообщения экологических НКО в соцсетях и жертвовать на их деятельность даже небольшие суммы.

Список организаций, занимающихся климатическими проблемами:

WWF — консультирует власти и следит за сохранением ценных лесов, поглощающих выбросы CO2, а также редких животных и растений, которые вымирают из-за изменения климата;

Greenpeace — через соцсети и СМИ продвигает отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии, не выбрасывающие парниковые газы, один из просветительских проектов — сериал о климате «РРРЕАКЦИЯ»

Русклиматфонд — занимается восстановлением лесов, а также экопросвещением, в том числе предпринимателей;

«ЭКА» — участники «зеленого» движения высаживают деревья, выпускают для школьников экологические уроки, в том числе об изменении климата, координируют работу Ассоциации зеленых вузов России;

«РазДельный сбор» — продвигает раздельный сбор и переработку отходов как один из способов сокращения выбросов, выступает против строительства мусоросжигательных заводов. Каждый год российские свалки могут выбрасывать 1,5 млн тонн метана и 21,5 млн тонн углекислого газа. Кроме того, мусоросжигательные заводы выбрасывают больше CO2, чем угольные электростанции, говорят в «РазДельном сборе». Поэтому следует сокращать количество собственного мусора и налаживать его переработку.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости

Лента новостей