Город

Не шпиль, а неваляшка

200 лет со дня рождения автора самой известной доминанты Петербурга — инженера Дмитрия Журавского.

200 лет назад родился талантливый инженер Дмитрий Журавский, благодаря которому Петропавловский собор обрел свою уникальную, устойчивую ко всем стихиям доминанту.

Автором первого деревянного шпиля Петропавловской крепости был итальянец Доменико Трезини. Со временем потребовалось его заменить, так как он накренился. В середине XIX века это ответственное дело доверили инженеру Дмитрию Журавскому.

Справка

Дмитрий Журавский в 1842 году окончил институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и был направлен на строительство Николаевской железной дороги. Кроме этого, он занимался проектированием мостов, в том числе одного из самых ответственных — деревянного девятипролётного Веребьинского моста, который стал первым мостом, рассчитанным теоретически. Построенные Журавским мосты отличались большой прочностью и простояли более 35 лет до замены их металлическими.

Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ученый, инженер-мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский

В 1857—1858 годах Журавский выполнил проект и осуществил установку нового шпиля колокольни Петропавловского собора. Он предложил легкую металлическую решетчатую конструкцию из элементов, собирающихся по принципу мостовых ферм. Несущий каркас, обладавший огромным запасом прочности, был изготовлен на уральском Камско-Воткинском железоделательном заводе. Он состоит из восьми ребер кованого полосового железа и тридцати девяти уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец, соединенных крестовыми диагональными связями на болтах. Ребра заложены в кирпичную кладку колокольни посредством мощных металлических анкеров, опоры которых проходят через восемь гранитных блоков. Конструкция, предложенная Журавским, не только позволила уменьшить вес шпиля, но и придать ему большую прочность при высоких ветровых нагрузках.

Фото: Олег Золото / MR7
Шпиль Петропавловского собора

Наружная поверхность шпиля была облицована медными листами, золочеными ртутно-гальваническим способом. Над яблоком шпиля установили новый шестиметровый крест с вращающейся под напором ветра фигурой ангела.

Высота металлического шпиля (с яблоком и фигурой ангела) составила 48,5 метров, его диаметр у основания — 5,28 метро, под яблоком — 0,52 метра. После замены шпиля общая высота колокольни Петропавловского собора стала составлять 122,5 метра.

«У Журавского получилась конструкция, которая напоминала игрушку-неваляшку. Центр тяжести размещен внизу, и как бы сильно не дул ветер, шпиль все равно стоит вертикально. Там, где часовой механизм, расположено основание шпиля. И уже ниже этого уровня нет никакой связи шпиля с собором. Он стоит под собственным весом», — рассказал главный хранитель часов Петропавловской крепости Андрей Кудрявцев.

Фото: Олег Золото / MR7
Винтовая лестница внутри шпиля Петропавловского собора на высоте 72 метров

Металлический шпиль Петропавловского собора стал выдающимся достижением инженерного искусства. За эту работу Журавский был произведен в полковники Корпуса инженеров путей сообщения.

Сегодня шпиль — это часть большого музея. Внутри расположилась целая экспозиция. Представлены фотографии и исторические документы.