Истории

Не шпиль, а неваляшка

Не шпиль, а неваляшка
Фото: Олег Золото / MR7

200 лет со дня рождения автора самой известной доминанты Петербурга — инженера Дмитрия Журавского.

200 лет назад родился талантливый инженер Дмитрий Журавский, благодаря которому Петропавловский собор обрел свою уникальную, устойчивую ко всем стихиям доминанту.

Автором первого деревянного шпиля Петропавловской крепости был итальянец Доменико Трезини. Со временем потребовалось его заменить, так как он накренился. В середине XIX века это ответственное дело доверили инженеру Дмитрию Журавскому.

Справка

Дмитрий Журавский в 1842 году окончил институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и был направлен на строительство Николаевской железной дороги. Кроме этого, он занимался проектированием мостов, в том числе одного из самых ответственных — деревянного девятипролётного Веребьинского моста, который стал первым мостом, рассчитанным теоретически. Построенные Журавским мосты отличались большой прочностью и простояли более 35 лет до замены их металлическими.

Гтешедув-ehfdcrbq-1.jpg

Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ученый, инженер-мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский

В 1857—1858 годах Журавский выполнил проект и осуществил установку нового шпиля колокольни Петропавловского собора. Он предложил легкую металлическую решетчатую конструкцию из элементов, собирающихся по принципу мостовых ферм. Несущий каркас, обладавший огромным запасом прочности, был изготовлен на уральском Камско-Воткинском железоделательном заводе. Он состоит из восьми ребер кованого полосового железа и тридцати девяти уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец, соединенных крестовыми диагональными связями на болтах. Ребра заложены в кирпичную кладку колокольни посредством мощных металлических анкеров, опоры которых проходят через восемь гранитных блоков. Конструкция, предложенная Журавским, не только позволила уменьшить вес шпиля, но и придать ему большую прочность при высоких ветровых нагрузках.

ZOV71910.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Шпиль Петропавловского собора

Наружная поверхность шпиля была облицована медными листами, золочеными ртутно-гальваническим способом. Над яблоком шпиля установили новый шестиметровый крест с вращающейся под напором ветра фигурой ангела.

Высота металлического шпиля (с яблоком и фигурой ангела) составила 48,5 метров, его диаметр у основания — 5,28 метро, под яблоком — 0,52 метра. После замены шпиля общая высота колокольни Петропавловского собора стала составлять 122,5 метра.

«У Журавского получилась конструкция, которая напоминала игрушку-неваляшку. Центр тяжести размещен внизу, и как бы сильно не дул ветер, шпиль все равно стоит вертикально. Там, где часовой механизм, расположено основание шпиля. И уже ниже этого уровня нет никакой связи шпиля с собором. Он стоит под собственным весом», — рассказал главный хранитель часов Петропавловской крепости Андрей Кудрявцев.

ZOV71562.jpg

Фото: Олег Золото / MR7
Винтовая лестница внутри шпиля Петропавловского собора на высоте 72 метров

Металлический шпиль Петропавловского собора стал выдающимся достижением инженерного искусства. За эту работу Журавский был произведен в полковники Корпуса инженеров путей сообщения.

Сегодня шпиль — это часть большого музея. Внутри расположилась целая экспозиция. Представлены фотографии и исторические документы.

  • ZOV71077.jpg

    Макет металлического шпиля Петропавловского собора.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71873.jpg

    По этому рисунку (слева) Доминико Трезини был создан первый ангел на колокольне Петропавловского собора, сгоревший при пожаре в 1756 году. Он совершенно не похож на нынешнего, установленного в 1858 году.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71139.jpg

    Внутри расположилась целая экспозиция. Представлены фотографии и исторические документы.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71111.jpg

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71210.jpg

    На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам.

  • ZOV71541.jpg

    Так выглядит циферблат часов на колокольни изнутри.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71784.jpg

    Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71435.jpg

    При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71349.jpg

    Куранты прослужили до 1853 г. Ремонтом главных часов столицы занялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71467.jpg

    Главный хранитель часов-курантов Петропавловской крепости Андрей Кудрявцев.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71791.jpg

    На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71562.jpg

    К ангелу, расположенному на самой вершине шпиля, можно подняться по винтовой лестнице.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71300.jpg

    Вид на Санкт-Петербург со шпиля Петропавловского собор.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71307.jpg

    Вид на Санкт-Петербург со шпиля Петропавловского собор.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71628.jpg

    Вид на Санкт-Петербург со шпиля Петропавловского собор.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71622.jpg

    Вид на Санкт-Петербург со шпиля Петропавловского собор.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71840.jpg

    Вид на Санкт-Петербург со шпиля Петропавловского собор.

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV71919.jpg

    Металлический шпиль Петропавловского собора стал выдающимся достижением инженерного искусства и доминантой города.

    Источник: Олег Золото / MR7

share
print