Русский музей впервые открывает персональный мир Вячеслава Пакулина › Новости Санкт-Петербурга › MR-7.ru

Культура

Русский музей впервые открывает персональный мир Вячеслава Пакулина


версия для печати
Художник рисовал на лютом морозе в блокадную зиму, а после войны его картины резали у него на глазах.
Русский музей впервые открывает персональный мир Вячеслава Пакулина Фото: Галина Артеменко/MR7 - выставку открывает картина "Смена"

В Корпусе Бенуа открылась персональная выставка известного ленинградского художника Вячеслава Пакулина «В поисках стиля эпохи». Впервые так полно представлено его творчество — живопись, графика, работы для театра. Русский музей собрал более двухсот произведений из собственных фондов, городских музеев и частных коллекций.

Поиск стиля эпохи

Пакулин был родом из Рыбинска. Он приехал в Петроград перед самой революцией, в первые годы советской власти жил впроголодь, учился в бывшем Училище барона Штиглица. На курсах мастерства сценических постановок, организованных Всеволодом Мейерхольдом, успел попробовать себя в разных профессиях, вплоть до циркового артиста. Именно Пакулин создал и стал лидером объединения «Круг художников», члены которого искали «стиль эпохи».

Вячеслав Пакулин экспериментировал с формальными элементами, отдавал дань живописным камерным полотнам, ездил на производства, спускался в шахты. В общем — находился в поисках стиля эпохи. Когда его еще небезопасно был искать.

«В запасе оставалось совсем немного времени, когда индивидуальные творческие декларации имели еще хоть какое-то значение», — написал на своей странице в соцсети известный российский искусствовед и галерист Ильдар Галеев, посетивший вернисаж в Корпусе Бенуа. — «Пройдет всего несколько лет, и всех, кто имел смелость декларировать, прищучивали так, что мама не горюй».

Но Пакулин остался жив в годы Большого террора.

  • Вячеслав Пакулин Натюрморт с подносом (формальное разрешение фактуры) Начало 1920-х Хослт масло частное собрание.jpg

    "Натюрморт с подносом" (формальное разрешение фактуры) Начало 1920-х. Холст, масло. Частное собрание.

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин У врубовой машины в шахте между 1929 и 1932 Холст масло Русский музей.jpg

    "У врубовой машины в шахте". Между 1929 и 1932 годами. Холст, масло. Русский музей

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин Отдыхающие у водопада Гатчинский парк 1940 Холст масло Русский музей.jpg

    "Отдыхающие у водопада. Гатчинский парк". 1940 год. Холст, масло. Русский музей

    Источник: Вячеслав Пакулин

Художник на блокадной улице

Во время блокады Вячеслав Пакулин остался в городе. Он занимался маскировкой аэродромов, писал плакаты для «Боевого карандаша». Но главное — он создал свою блокадную сюиту Ленинграда. Проникнутые светом и искрящимся инеем, овеянные нежным летним ветерком улицы и каналы окруженного города, его руины — вот блокадный Ленинград Пакулина.

Вячеслав Пакулин рисует на улицах блокадного города.jpg

Блокадное фото. Вячеслав Пакулин рисует на улице Ленинграда зимой 1941 года.

Милиция пробовала увещевать художника, гнать с улицы, обращалась «по начальству» в Ленинградский Союз художников (ЛОСХ). А для горожан рисующий на улице закутанный человек был знаком того, что жизнь не остановилась.

Вячеслав Пакулин всю блокаду продолжал жить в доме 15 на Литейном проспекте. С женой Марией Федоричевой, тоже художницей-круговкой, он занимал комнату в коммуналке. Именно из этого дома Пакулин уходил писать блокадный город, хотя очень боялся обстрелов. Писатель Леонид Борисов, друг художника, записал его слова:

Дом на Литейном 15  отсюда художник выходил рисовать блокадный город.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Литейный, 15.

«Если бы не работа, я умер бы с голоду или меня разорвал бы снаряд, но тут меня никто не тронул, ибо я служу в той армии, которая не демобилизуется».

Ленинград, как фиксировали и вспоминали многие блокадники, был невыразимо прекрасен в своей трагедии. Вячеслав Пакулин это увидел и оставил нам. Художница Вера Милютина, которая, как и Пакулин, и еще ряд художников, была привлечена к фиксации ущерба, нанесенного войной Эрмитажу, вспоминала, как Вячеслав призывал смотреть через эрмитажные окна на застывшую Неву и написать эту красоту…

  • Вячеслав Пакулин Стационар при Филармонии 1942 Холст масло честное собрание.jpg

    "Стационар при Филармонии". 1942 год. Холст, масло. Частное собрание.

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин Демидов переулок 1943 Холст масло Русский музей.jpg

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин Улица Пестеля 1943 Холст масло частное собрание Петербург.jpg

    "Улица Пестеля". 1943 год. Холст, масло. Частное собрание.

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин Львиный мостик Весна 1943 Холст масло Русский музей.jpg

    "Львиный мостик. Весна". 1943 год. Холст, масло. Русский музей

    Источник: Вячеслав Пакулин

  • Вячеслав Пакулин Ветерок Ленинград 1944.jpg

    "Ветерок". Ленинград. 1944 год.

    Источник: Вячеслав Пакулин

Он видел, как режут на куски его картины

Мойка с ее изгибами, Инженерный замок, Демидов переулок, улица Пестеля — любимые места художника, герои его блокадных пейзажей — именно их он показывал на послевоенных выставках в Ленинграде и Москве. Но его творчество подверглось не просто критике «за формализм», а настоящему уничтожению. Успешный функционер, председатель ленинградского Союза художников Владимир Серов приказал разрезать работы, которые художник создавал по договорам с тем же союзом. И Пакулин наблюдал, как его картины режут на куски. Один из пейзажей был найден коллегой художника на помойке, а на обороте картины было написано: «Отдать автору».

— Не работать — для художника это трагедия, — говорит куратор выставки Ольга Мусакова, которая занимается наследием художника с 1971 года. — Он работал всегда с полной самоотдачей, для него это было равносильно — жить или не жить.

Пакулин умер в 1951 году без званий и наград. За год до смерти говорил, что работать нет никаких материальных возможностей, он был нищ и отвергнут официозом. Через восемь лет его вдова Мария Федоричева сделала в ЛОСХе большую персональную выставку. И все, больше посмертных «персоналок» не было. А потом произошла еще одна трагедия — сгорела мастерская на улице Ломоносова, в которой работал сын мастера, тоже художник — огромная часть наследия Вячеслава Пакулина тогда погибла в огне.

То, что масштабная персональная выставка Пакулина состоялась впервые за столько долгих лет, да еще в Русском музее, где трижды в конце 1920-х выставлялись «круговцы» — знак хороший, обнадеживающий. Ленинградская школа живописи — явление, о котором невозможно не знать.

Где: Корпус Бенуа Русского музея, Инженерная улица, 2−4.

Когда: до 7 марта 2022 года.

0+

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Telegram, Яндекс.Новости

Лента новостей