Альбрехт Дюрер как человек Возрождения
В Петербурге до середины весны можно увидеть шедевры мастера, подделки работ мастера и спасенные витражи по картинам мастера
В Зимнем дворце для посетителей открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». В нее вошло более 400 экспонатов из коллекций Эрмитажа и других российских музеев.
Царское наследство и трофеи
Как рассказали MR7 кураторы выставки — научные сотрудники Эрмитажа Наталья Сэпман и Светлана Мурашкина, в музей гравюры и ксилографии Дюрера попали в основном при Екатерине II, когда она составляла свои коллекции, а рисунки в качестве трофейных после Великой Отечественной войны передали частные лица.
Среди выставленных в Эрмитаже шедевров — «Рыцарь, смерть и дьявол», серия о святом Иерониме и другие выдающиеся произведения Дюрера. Но есть много такого, на что стоит обратить внимание, что не на поверхности и не на слуху.
Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 года — 6 апреля 1528) родился и умер в Нюрнберге. Он один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Дюрер первый прославил гравюру как самостоятельное искусство, но был и блестящим живописцем, рисовальщиком, автором трудов по искусству и фортификации, первый из европейских художников написал свою автобиографию. За свою жизнь Дюрер оставил огромное наследие — почти сто картин, около тысячи акварелей и рисунков, более ста гравюр на металле, около 350 ксилографий и примерно 400 книжных иллюстраций.
Апокалипсис состоялся только на гравюрах
Европейскую славу Альбрехту Дюреру принесли 15 листов серии гравюр «Апокалипсис» — на оборотной стороне был напечатан текст Откровения Иоанна Богослова. Дюрер на собственные средства создавал серию в 1497—1498 годах, когда Европа ждала Апокалипсиса. Конец света был намечен как раз на 1498 год, традиционно к концу столетия. Но опять не случилось. Зато остались бессмертные гравюры. Все знают «Всадников Апокалипсиса», хотя не каждый сразу назовет имя художника. Но вот не все знают, что серия ужасов заканчивается, в общем-то, неплохо — у Ангела ключ от бездны, и чудовища не пройдут, а рядом мы видим прекрасный Небесный Иерусалим — Град Бога Живого, где все навечно хорошо — нету скорби, печали и горя.
Носорог через века
Носорога впервые в Европу привезли 1 мая 1515 года — в Лиссабон из Гоа в качестве подарка королю Мануэлу I. Он считался воплощенной фантастикой. Дюрер лично носорога не видел, прочитал письмо с его описанием, будучи у себя дома в Нюрнберге. Но создал произведение такой силы и мощи, что образ дюреровского носорога стал кочевать даже и по научной литературе вплоть до XVII века. Например, он появился в «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Но и современные авторы не забывают шедевра Дюрера — в Эрмитаже показали шелкографию нашего современника Дмитрия Плавинского (1937−2012), его «Носорог» 2008 года рождения.
Рисунки как зеркало человека
Альбрехт Дюрер никогда не продавал свои рисунки и коллекционировал чужие. Почему не продавал? Искусствоведы считают, что тогда не было моды на рисунки, а собирать их начали лишь в XVIII веке. Но Дюрер понимал ценность своих и чужих. Они были и рабочим материалом для больших вещей и демонстрационным — можно было показывать заказчикам в мастерской. А еще Дюрер одним из первых ввел в моду портрет Ренессанса — не гравюру, а рисунок, показывая внутренний мир и характер человека.
На выставке представлен среди рисунков портрет Агнес Фрей — жены Дюрера, нежный, тонкий. Хотя из источников известно, что брак их был непростым, пара была бездетна. Но именно на плечах Агнес лежало основное бремя реализации работ мужа. И она торговала ими на ярмарках, в том числе на тогда уже знаменитой во Франкфурте, уезжая из дому иногда на много месяцев. А после смерти Дюрера руководила его мастерской и завещала учредить стипендию для студентов-теологов.
На выставке демонстрируются 10 рисунков Альбрехта Дюрера из эрмитажного собрания, должны были приехать еще — из музея «Альбертина» в Вене, но помешала пандемия.
Дюрер. Портрет жены Агнес Фрей. 1497 год. Грунтованная бумага, серебряный карандаш, белила. Государственный Эрмитаж
Специально для выставки Эрмитаж создал проект «Хроники Дюрера» — видеопрограммы будут доступны на официальной странице музея в «ВКонтакте» с 10 декабря.
Также к выставке создан проект «Музыкальное измерение» — современные композиторы написали музыку к некоторым разделам выставки.
Витражи из Петрикирхе
Мимо двух огромных витражей на выставке пройти будет невозможно — они притягивают, хотя и расположены вдалеке от центра Николаевского зала. Это витражи, созданные во второй половине XIX века в родном городе Дюрера Нюрнберге по его диптиху про четырех святых, который хранится в Мюнхенской Пинакотеке. Огромные витражи до 1930 года украшали церковь Петрикирхе на Невском проспекте. Но там задумали делать бассейн. Витражи чудом были спасены, увезены в Эрмитаж. Там они и хранились 80 лет, и только перед выставкой их впервые отреставрировали, заменили утраченный фрагмент — это видно, чтобы зритель мог различить подлинник и новое вкрапление.
Рассмотрите также немецкий витраж середины позапрошлого века, изображающий бракосочетание Альбрехта Дюрера с Агнес Фрей. В XIX веке в Германии помешались на Дюрере в поисках национального героя, пышно отметили в 1828 году 300 лет со дня смерти художника, празднование в родном Нюрнберге было такое, что приехало в 14 раз больше гостей, чем население городка. В Доме Дюрера открыли музей (он и сейчас есть), сделали серию витражей, один из которых ныне в Эрмитаже.
Последователи, плагиаторы и любители розыгрышей
Имя Дюрера было настолько популярным, что стало, как бы мы сказали, брендом. Все, что выходило в его мастерской, выходило с его знаком. Но находились художники, которые считали возможным сделать своеобразный «пазл» из целой серии гравюр мастера. Если бы не выставка, вряд ли посетители Эрмитажа вообще когда-либо увидели работу неизвестного автора «Мадонна у ворот», созданную приблизительно в 1580—1600 годах в технике гравюры резцом. Художник просто взял по чуть-чуть — где домик, где растение, где позу героини, где еще какую-то деталь из известнейшей серии Дюрера «Жизнь Марии» и других его работ. Да еще поставил год 1520 и монограмму Дюрера.
А вот Хендрик Голциус (1558−1617) поступил иначе — он имитировал ксилографию Дюрера «Обрезание» из серии «Жизнь Марии», но несколько изменил место действия, поместив героев в пространство реально существующей тогда церкви, да еще самого себя на той же картине изобразил. Потом, правда, выжег его углем и монограмму свою тоже выжег и на дыры наложил заплату и состарил искусственно свое произведение. Бытует легенда, что Голциус потешался над знатоками, купившимися на «новонайденную» работу Дюрера. Но Голциус потом раскрыл мистификацию.
Во время подготовки выставки музейщики совершили открытие — научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов установил авторство хранящейся в фондах картины «Рождество» — это работа, считавшаяся картиной неизвестного мастера, теперь атрибутирована как работа кисти Корнелиуса ван Далема, созданная по одноименной гравюре Дюрера. Ван Далем также написал картину по известному шедевру «Рыцарь, смерть, и дьявол», но эта работа хранится в США.
Где: Николаевский зал (зале № 191) Зимнего дворца
Когда: До 28 марта 2022 года
0+